В октябре 1941 года летчик 16-го авиационного истребительного полка Сергей Ачкасов и его однополчане дважды спасли Рыбинск от бомбардировок немецких «юнкерсов» и «хейнкелей». 17 октября будущий Герой Советского Союза Сергей Ачкасов совершил свой первый таран в воздушном бою. Ровно через 73 года, 17 октября 2014-го, рыбинские поисковики подняли из некоузского болота обломки советского истребителя И-16. С большой долей вероятности это тот самый ачкасовский «ишачок», протаранивший самолет противника.
Дорога не близкая. Рыбинск-Мышкин-Некоуз… У села Рожалово нас встречают на квадроцикле парни с «Русской механики». Инокентий Дик — за штурвалом, Саша Копейкин и видеооператор Сергей Гордиенко — в кузове прицепа. Отсюда километров восемь до торфоразработок по непредсказуемому дорожному месиву. А дальше резкий разворот в болото, мимо большого военного шатра с теплым дымком из трубы. Здесь базируются поисковики рыбинского молодежного отряда «Центр Патриот». Еще около двух километров по кочкам — и вот она, поляна, где уже раскопан котлован, на дне которого видны останки самолета.
Много лет директор Парфеньевского музея Александр Белов собирал информацию о том воздушном бое, который завершился в небе над школой в деревне Власиха, нашел живых свидетелей — тогдашних учеников. Его единомышленники — отец и сыновья Блохины — три года искали самолет в некоузских болотах, сканируя лес металлодетектором. Лишь в прошлом году лес открыл им свою военную тайну.
Два тарана Ачкасова
В 1937 году Сергей Ачкасов поступил на двухгодичные курсы пилотов в Подольском аэроклубе, а в 1939-м сбылась мечта тамбовского паренька — он стал курсантом Качинской Краснознаменной военно-авиационной школы. В январе 1941 года выпускник школы сержант Ачкасов получает назначение в 16-й истребительный авиационный полк, который готовился к авиационному параду в День Воздушного Флота в Тушине. Но парад не состоялся — началась война…
Полк охранял столицу от нападения немецких бомбардировщиков. 10 октября 1941 года, во время патрулирования в районе города Рыбинска, сержант Ачкасов заметил в небе четыре черные точки. Это были «юнкерсы». Сергей направил свой истребитель в строй бомбардировщиков и в завязавшемся бою сбил один из них, а остальные, беспорядочно сбросив бомбы, повернули назад. Это была его первая победа!
А через неделю Сергей стал героем нового боя. Воздушная обстановка была напряжённой. Враг, не считаясь с потерями, пытался прорваться к столице. В ночь на 17 октября 1941 года сержант Ачкасов заступил на боевое дежурство на самолете И-16 в районе Рыбинска. На очередном развороте лётчик отчётливо увидел двух фашистских бомбардировщиков «Хейнкель-111» и вступил с ними в бой. Несколько раз он атаковал вражеские самолеты, подбил одного из них, но они продолжали идти к городу. Ачкасов атакует снова и снова, бьёт по самым уязвимым местам противника. Когда закончились боеприпасы, он принимает решение идти на таран — первый в жизни 22-летнего летчика, хотя имел формальное право выйти из боя.
Как именно был совершен таран? Об этом различные источники говорят по-разному. Владимир Воробьев, автор книги «Земляки-ступинцы в Великую Отечественную войну» пишет: «Он подводит свой истребитель к левой плоскости вражеского бомбардировщика. Удар! И, развалившись на части, машина противника падает на землю». На сайте «Забытый полк» — другой сценарий: «Плоскостью своего истребителя И-16 Ачкасов отрубил киль вражеского бомбардировщика».
Александр Белов записал рассказы очевидцев этого боя. Во время урока дети услышали над школой вой самолетов. Выбежали на улицу, кто-то полез на крышу. Самолеты в небе гонялись друг за другом. Потом советский самолет загорелся и стал падать. Летчик выпрыгнул и спустился на парашюте в лес. А когда все побежали туда, герой уже шел им навстречу и попросил отвести его к руководству колхоза или сельсовета. Его сначала привели в школу, а потом на подводе колхозница Дубакина отвезла на станцию Родионово. Немецкий самолет после упал недалеко от деревни Арканово. Там местные жители находили обломки хвоста самолета с немецкой свастикой.
Впрочем, очевидцы также рассказывали, что в этом бою видели два советских самолета. Второй был тоже подбит и рухнул вниз, но уже не в болото. Но подтверждения этому я пока не нашла ни в одном из Интернет-источников. За свой первый таран отважный летчик был награжден орденом Ленина. За второй таран, который Сергей совершил 13 августа 1942 года в небе над Воронежем, он получил звание Героя Советского Союза. С начала Великой Отечественной Сергей Васильевич Ачкасов выполнил 160 боевых вылетов, в 17 воздушных боях сбил лично 8 самолетов противника.
Саму историю почувствовать на вкус…
Для подъема самолета администрация района искала добровольцев. За работу взялась Ярославская региональная военно-патриотическая детско-молодежная общественная организация «Центр «Патриот», которая базируется в Рыбинске. Со своим некоузским проектом «Патриот» выиграл грант областного агентства по делам молодежи. Необходимое оборудование собирали всем миром. Военные шатры отряду выделили воинские части ФСО и Рыбинского военного гарнизона. Администрация Некоузского района предоставила пиломатериалы, прорезиненные костюмы, бензопилу и одну помпу для откачки воды. Вторую помпу, лебедку, генератор и «Газель» арендовали у друзей. Но как передвигаться по почти непролазной дороге до торфоразработок и еще почти 2 км преодолевать по топкому болоту? За помощью командир отряда Марина Макарова обратилась к руководству рыбинского завода «Русская механика». И уже с 29 сентября в распоряжение отряда были выделены два квадроцикла, которыми управляли главный менеджер ОАО «РМ» Инокентий Дик и механик Александр Копейкин.
В боевой бригаде «Патриота» — выпускник Рыбинского речного училища угличанин Дмитрий Фалин, отслуживший в морской пехоте, выпускники профессионального училища № 23 Александр Васильев и Владимир Михайлов, а также старшекурсники училища Денис Толстиков и Виталий Смирнов, студенты РГАТУ Саша Монахова, Алексей Манин, Карина Стручина и другие. Руководство всей операцией подъема взял на себя замкомандира отряда Александр Монахов, бывалый поисковик, который прошел со своими воспитанниками сотни километров через горные перевалы, много раз участвовал в поисковых вахтах на Северном Кавказе. А вот с такой работой в глухом болоте, пожалуй, столкнулся впервые.
Уже в первой декаде сентября патриотовцы провели разведку, наматывая десятки километров пешим ходом. Проложили треки по навигатору, в полутора километрах у лесной дороги поставили лагерь, прорубали и накатывали «квадриками» дорогу к месту падения самолета. А через неделю здесь поселился отряд. Ни трактора, ни тягача для отряда в Некоузе не нашлось. Все снаряжение и личный состав ежедневно доставляли на квадроциклах — без этих вездеходных рабочих лошадок «Русской механики» операция по подъему самолета на болоте просто бы не состоялась. О такой технике поисковики мечтают… Инокентий и Александр помогали возводить деревянные конструкции для подъема, взяли на себя и инженерное обслуживание всех механизмов, вместе с парнями вгрызались лопатами в торфяную толщу, извлекая обломки самолета, откачивали воду из раскопа.
Две недели на болоте стали нелегким испытанием для молодежной «подъемной» бригады. Зарядили холодные дожди, не оставляя на команде сухой одежды. Болотная толща засасывала так, что с трудом вытаскивали увязшие сапоги. Сколько перелопатили и подняли на поверхность болотного грунта? Никто не считал — не до этого. Дениса было не вытащить из ямы — он сам вызвался обследовать обломки и доставать их, по локоть забираясь в болотную жижу. Другие ребята принимали ведра с болотным грунтом и относили по цепочке подальше от раскопа. А потом и сами спускались вниз, чтобы снять и выкидать наверх очередной слой «земли». Помпа постоянно захлебывалась и отказывалась работать. Но представляю, как трепыхалось каждый раз поисковое сердце, когда поднимали из болотной жижи алюминиевые и деревянные фрагменты фюзеляжа и плоскостей, «слоеной» обшивки с сохранившейся краской защитного цвета и даже с красной звездой, обломок цилиндра двигателя с четко читаемым номером, колеса шасси, на покрышках которых написано «Ярославский резинкомбинат».
А еще выхлопные патрубки, акселератор газа, рычаг которого заклинило в крайнем верхнем положении. Это свидетельствует о том, что перед падением двигатель самолета работал на максимальных оборотах, а пилот пытался вывести его из смертельного пике. Уже в последние дни вахты откопали хвостовое оперение и заднее хвостовое колесо, фрагменты кабины, приборной доски… Было бы здорово поднять корпус самолета полностью, но при падении машина развалилась на части, двигатель с винтом ушли в толщу твердой породы. Совершенно очевидно, что, падая, самолет горел, подминая под себя стволы деревьев — их с большой глубины вытаскивали из-под обломков машины.
Как ни старались, откопать до конца и поднять двигатель не удалось, помешала водоносная жила, еле живая помпа уже не справлялась с откачкой воды.
Действительно ли это самолет И-16, который 17 октября 1941-го повел на таран Сергей Ачкасов? Александр Монахов пока строит лишь версии, подтвердить или опровергнуть которые может только экспертиза военных спецов. По номерам отдельных блоков самолета есть возможность установить не только модель машины, год выпуска, но и имя пилота. Третьекурсница РГАТУ Саша Монахова фотографирует и делает описание фрагментов, составляет протоколы подъема, ежедневные отчеты. Уже направлены запросы в архив Министерства обороны. Поскольку летчик остался жив и вернулся в свой авиаполк, он должен был составить письменный доклад о воздушном бое и погибшем самолете.
Пока работа остановлена. Ребята устали. Да и труба зовет — кого на учебу, кого — в армию, закончилась командировка и у подмоги с «Русской механики». Отряд снялся с места дислокации. Извлеченные из раскопа фрагменты самолета переданы Некоузской администрации. Но операция будет продолжена, в болоте остался двигатель с винтом и другие обломки машины. «Центр Патриот» уже прорабатывает техническую сторону предстоящего завершения.
Своими бойцами Александр Монахов доволен — ребята выдержали, никто не дал слабины. Да они и сами возмужали за этот месяц, чем могут гордиться. Кому еще выпадет такая удача — поднимать самолет времен Великой Отечественной, «пробовать на вкус» и держать в руках саму историю.