Белая рубашка без галстука, черный пиджак, в руках – гитара. Московский художник Сергей Белов превратил открытие своей персональной выставки в музее-заповеднике в маленький концерт. В его песнях – то же, что и в картинах: размышления о вечном и преходящем, неожиданный каламбур образов, смелые ракурсы иронии и самоиронии.
Он много улыбается, много и с удовольствием шутит. Сергей Белов – выпускник легендарной Суриковки, стипендиат министерства культуры РФ, участник многочисленных выставок в России и за границей. Его работы находятся в Музее истории Москвы, музее Российской академии живописи, ваяния и зодчества, в собрании графа фон Фабер-Кастелл (Германия), а также в частных коллекциях и галереях — наших и зарубежных.
За спиной Сергея – огромный куб, на его гранях парят картины и названия городов, где побывал художник, причем с указанием расстояния от них… до МКАД. Инсталляция, по замыслу автора, отражает тип мышления современного горожанина.
— Это глобус мегаполиса. Сейчас за точку отсчета принято брать МКАД. Я даже видел объявление в газете: «Продаю дом, 1600 км от МКАД». Оказалось, это где-то в Крыму находится! Речь уже не только о километрах идет. Крепко сколочена система понятий, и человек становится в ней винтиком.
К теме человека-оболочки, лишившейся сути, человека без лица Белов обращается почти с маниакальным постоянством. Часто центральный персонаж его картин становится второстепенным, а главную роль берут на себя вещи. «Парадный портрет» — это манекен в витрине распродаж. Здесь тщательным образом выписан и мех дубленки, и блеск шелковой рубашки, только вот вместо самого героя – тоскливо-синяя пустота. Художник в разных вариациях реализует метафору «потери лица», того, как «венец природы» замещается модными лейблами, телефонами, газетами, компьютерами и даже хот-догом, превращаясь в их функцию. Так повседневные сценки городской жизни обретают более глубокое, философское, звучание. При этом Белов очень кинематографичен, он интересно играет с планами и масштабами изображения, акцентирует детали, режет «кадр». Наверное, это закономерно, ведь уже несколько лет художник преподает во ВГИКе.
— Искусствоведы дают разные определения моей стилистике. Лично мне ближе формулировка «городской символизм», — говорит Сергей.
Город для него – это «полное собрание сюрреализма, где причудливым образом соединяются не сочетающиеся, противоположные вещи и понятия», живое и мертвое, сиюминутное и вечное. Художник любит находить символы сам и охотно вручает ключи от бесконечного числа новых смыслов зрителям. Увлекательнейшая игра для думающего и внимательного посетителя музея!
Два черных гигантских солнца увядших подсолнухов «освещают» детские кубики городской застройки. Деревья, захваченные человеком в какие-то невероятные паутины веревок. Зеленая колыхающаяся трава, категорично обрезанная геометрически четкой плоскостью бетонного бордюра. Столкновение города и природы, человека и природы, их борьба и взаимное влияние – еще одна мощная символическая жила художника — как в живописи, так и в графике.
— В стремлении упорядочить природу – подвязать, подстричь, оградить, — как, может, и не надо, проявляется наше «рамочное» городское мышление, — подводит собеседник к мифологическому противостоянию «правильного», дружелюбного человеку космоса и необузданного, непонятного, враждебного хаоса.
Главная тема
Еще одна грань таланта Сергея Белова представлена во второй части выставки. Это натюрморты и пейзажи маслом и акварелью, выполненные в лирическом ключе. Они, по признанию художника, были написаны во время его творческих поездок по России, Крыму, Австрии, Африке… И здесь — только с помощью иного языка — ему также «хочется дойти до самой сути». В чем она кроется? Ответ, кажется, Сергей сформулировал, когда рассказывал о своем опыте занятий арт-терапией с детьми-инвалидами:
— Как-то после такого общения один незрячий мальчик сказал мне: «Я тут подумал — может, мне стать художником?». Вот тогда начинаешь четче понимать, что в жизни главное, самое ценное, а что второстепенное.