новости 7 ноября 2014

В память о главном конструкторе

31 октября исполнилось бы 60 лет Роберту Хабибуловичу Набиуллину, бывшему главному конструктору ОАО «ОДК — Газовые турбины». В период становления предприятия он возглавил процесс формирования высокопрофессионального коллектива сегодняшнего опытно-конструкторского бюро предприятия. Набиуллин стоял у истоков развития рыбинской школы конструкторов энергетических и газоперекачивающих агрегатов, личным неустанным трудом нарабатывая то, что называется репутацией компании.

РХРоберта Хабибуловича не стало в июле 2012 года. Его коллеги, друзья, работники «ОДК – Газовые турбины» не только помнят и ценят вклад этого талантливого, преданного делу человека, но и продолжают трудиться, совершенствуя созданные под его руководством изделия.

Начало работы Роберта Набиуллина в Рыбинске было связано с историческим для города и двух его крупнейших предприятий моментом. Весной 1999 года в ОАО «Газпром» и ОАО «НПО «Сатурн» была принята совместная «Программа создания блочно-контейнерного автоматизированного агрегата ГПА-4РМ для станций ПХГ». Этот газоперекачивающий агрегат был призван придать новый стимул развитию отечественной системы подземного хранения голубого топлива. Роберт Хабибулович, приглашенный в Рыбинск с пермского предприятия «Авиадвигатель», был назначен главным конструктором по газотурбинному агрегату.

Как вспоминает А.В. Яблоков, главный специалист ОАО «ОДК — Газовые турбины», приехавший в то же время из Перми в Рыбинск, «во время первого разговора с руководством нам стало ясно, что у генерального директора НПО «Сатурн» есть четкое представление о формировании на предприятии собственного направления в области создания номенклатуры газотурбинных двигателей для наземной тематики, а также газотурбинных электростанций и газоперекачивающих агрегатов. На рыбинском предприятии уже тогда начали заниматься лидерной электростанцией ГТЭС-2,5 мощностью 2,5 мегаватта. Уже была сформирована дирекция по наземным промышленным программам, руководителем которой был назначен А.А. Снитко. Его заместителем и стал Роберт Хабибулович».

Через год к его обязанностям прибавилась еще одна должность – заместителя генерального конструктора (тогда генеральным конструктором был А.С. Новиков). Собственно, в подобной должности Набиуллин работал в пермском ОАО «Авиадвигатель». Его сферой ответственности было производство и эксплуатация газоперекачивающих агрегатов. За годы работы он приобрел огромный опыт и целую сеть контактов со специалистами «Газпрома» и других партнерских организаций.

Приглашение приехать на работу в Рыбинск Роберт Набиуллин получил в начале 1999 года. Ему тогда было 45. В зрелом возрасте нелегко принять решение и сменить место работы – особенно если твой авторитет признан коллегами. Тем не менее, Набиуллин решился на такую перемену и, как вспоминает его супруга Нина Алексеевна, никогда об этом не жалел.

Переезд семьи состоялся в октябре, когда Набиуллиным на льготных условиях предоставили жилье – просторную квартиру в заводском доме, из окон которой и сегодня открывается замечательный вид на Волгу, исторический центр со Спасо-Преображенским собором и приволжские дали.

фото1Нина Алексеевна и Роберт Хабибулович познакомились на пермском заводе, куда Набиуллина направили по окончании уфимского авиационного института. В моторостроительное конструкторское бюро (позднее ОАО «Авиадвигатель»), как записано в трудовой книжке, его приняли «инженером, занятым на испытании авиационных реактивных двигателей». Поженились они в 1978 году. Никогда надолго не расставались. Даже во время службы по призыву в ряды Советской Армии в начале 80-х семья была рядом.

Затем, по возвращении на работу в пермское КБ, Роберт Хабибулович участвовал в создании двигателей для газоперекачивающих агрегатов (ГПА) мощностью 12 и 16 МВт, разработанных на базе газотурбинного двигателя ПС-90, а также в проведении межведомственных испытаний, и хорошо знал конструкцию и особенности работы всех систем ГПА. С той поры сохранилось фото, на котором молодой инженер Набиуллин снят вместе со старшими коллегами по испытаниям ГПА из лаборатории измерений на Пермском заводе — В.Ф. Рукавицыным, Н.А. Яранцевым, С.Ф. Плешивым, В.С. Гречухиным и другими.

Отличительной чертой Набиуллина было стремление разобраться в каждой новой проблеме, прежде всего – технической. Коллега его по работе в Перми, а затем и в Рыбинске С.А. Гайсин рассказывал, что когда впервые получили на предприятии блок БФТГ, Роберт Хабибулович, не обращая внимания на время, не оставил его, пока не вник и не разобрался сам, как он подключается, как работает. Набиуллин прекрасно разбирался в вопросах механики, гидравлики, газодинамики, теории воздушно-реактивного двигателя. Всё это было результатом постоянного самообразования – Роберт Хабибулович много читал. Интересовался в своей сфере всем новым, много общался с коллегами. Саморазвитие было результатом тяги к знаниям – привычной для него атмосферой жизни.

Видимо, в сфере высоких технологий сегодня нельзя иначе – стремительное техническое, технологическое развитие производства заставляет человека непрерывно осваивать новые знания. Набиуллин отличался тем, что в своей теме он имел многолетний опыт. Так, его заместитель в ОАО «ОДК — Газовые турбины» Д.А. Соловьев рассказал, что именно Роберт Хабибулович был тем специалистом на пермском «Авиадвигателе», кто подписывал акты приемки первых газотурбинных агрегатов марки «Урал». Много рабочего времени он провел в поездках по работающим объектам, контролируя вопросы эксплуатации. Набиуллин – с его опытом, знаниями, особенным отношением к работе — стоял у истоков развития и становления бизнеса по производству и совершенствованию газоперекачивающего оборудования в России.

В то время, когда существовали серьезные проблемы, связанные с изменением структуры предприятия, он лично возглавил процесс формирования высокопрофессионального коллектива опытно-конструкторского бюро ОАО «ОДК — Газовые турбины». В течение нескольких лет был налажен процесс создания и выпуска агрегатов. Кроме того, Набиуллин воспитал целую плеяду конструкторов, которые сегодня продолжают работать, совершенствуя газотурбинные агрегаты.

фото8Говоря о заслугах Роберта Хабибуловича, С.А. Гайсин, зам. начальника ведущего отдела по ГПА, отметил: «Перед нами была поставлена задача – организовать производство агрегатов для «Газпрома». Первая электростанция, которую сдали, – в Сальске. Потом – Нарьян-Мар. Это были первые изделия, они имели замечания. Наладить их работу, устранить недочеты – это всегда самая сложная задача. Роберт Хабибулович лично принимал участие в этом процессе – дневал и ночевал у каждого агрегата, пока не добивался безотказной работы. Так складывалась репутация предприятия как надежного партнера».

Начальник конструктор-ского отдела с многолетним стажем В.А. Романов разделяет мнение коллеги: «Главная особенность процесса становления службы, которой руководил Набиуллин, была в том, что все агрегаты – даже самые первые их образцы – были рабочими. К ним у заказчика не возникало принципиальных замечаний. ГТЭС-2,5, впервые собранная на «Сатурне», сразу начала вырабатывать электричество. ГТА–6 (газотурбинный агрегат мощностью 6 МВт) в составе ГТЭС-12 (газотурбинная электростанция мощностью 12 МВт) – опытный агрегат, по сути, первый образец – заработал сразу, и подтвердил все заданные характеристики. И работает до сих пор. ГПА–4РМ (газоперекачивающий агрегат мощностью 4 МВт) – первый опытный агрегат, уникальный, с очень высоким КПД – с первого дня работы в Касимове начал выполнять свое назначение — закачивать газ в подземное хранилище». Все коллеги единодушно называют такой результат итогом работы под руководством Набиуллина, который хорошо знал техническую и технологическую стороны производственного процесса. Вместе с тем, конечно, успешный результат был итогом коллективной работы и таких признанных в своем деле профессионалов, как опытные конструкторы Александр Первушин, Владимир Корсаков, Геннадий Большаков, Виктор Романов и другие.

Так был создан технический задел, который заложил основу стабильности сегодняшнего дня компании «ОДК – Газовые турбины». Во многом – благодаря тому, что в характере Набиуллина было доводить решение каждой проблемы до логического конца, какой бы незначительной ни казалась она на первый взгляд. Это был глубокий человек, не скользивший «по верхам». С одной стороны, профессия, в которой он достиг очень высокого уровня знаний, давала ему возможность для творчества. С другой, работа и должность требовали высокой ответственности, и это, по-видимому, не могло не сказаться на здоровье.

Начальник конструкторского отдела В.А. Романов, вспоминая момент запуска ГТЭС-12 в Дорогобуже, рассказал, как Роберт Хабибулович «лично показал «мастер-класс»: «Там в агрегатах впервые был применен петербургский генератор, и была ситуация, когда мы никак не могли справиться с вибрацией, несколько дней искали причину. И я, потеряв терпение, в какой-то момент сказал: «Наверное, хватит уже ерундой заниматься, Роберт Хабибулович?» На что он мне тут же ответил: «Виктор, я считаю, что мы здесь делом занимаемся». Потом взял за руку и подвел к генератору: «Покажи мне, где тут расположен передний подшипник?» Я показал. «Всё ясно, — быстро отреагировал он, — можешь ехать домой, хоть завтра». Оказалось, что конструктивно опора нового генератора была иной, чем мы предполагали, и он понял и разобрался в этом первым». Проблема была решена доработкой генератора.

По воспоминаниям главного специалиста А. А. Шашкина, Роберт Хабибулович отличался «нечеловеческой работоспособностью», так что способен был забыть о себе, когда работа требовала от него скорейшего результата.

В 90-е годы, когда нужно было форсировать события, чтобы выживать и развиваться в стремительно меняющихся экономических условиях, на обеих площадках тогдашнего «Сатурна» субботу сделали рабочим днем. По словам А.А. Шашкина, однажды в субботний день он не вышел на работу: «В понедельник Роберт Хабибулович, встретив меня, не ругал и не взывал к совести, а только тихо и как-то устало спросил: «Как отдохнул, Александр Анатольевич?» В этот момент я всё понял».

Вспоминая Набиуллина, коллеги говорят, что он был открыт для общения и доступен не только в те годы, когда в Рыбинске формировался коллектив профессионалов по газовым турбинам, но и позднее, когда занял высокий руководящий пост, став главным конструктором ОАО «ОДК – Газовые турбины». Коллеги из КБ помнят, как машина Набиуллина могла затормозить у автобусной остановки, чтобы «подбросить» коллег до города. А водители транспортного участка уверяют, что Роберт Хабибулович всегда был одним из самых легких попутчиков.

В заключение приведем здесь слова одного из старейших коллег Набиуллина – Геннадия Борисовича Большакова: «Роберт Хабибулович был целостной натурой. А еще он был мужчиной и главой семьи в настоящем смысле. Для жены и сыновей его слово всегда было решающим, и ответственность за семью он целиком замыкал на себе. Подобную ответственность он испытывал и по отношению к производственному коллективу. Мы чувствовали его заботу».

«Набиуллин был харизматической личностью — он мог улыбаться, быть искренне доброжелательным, но при этом обладал особой энергетикой, — добавляет Александр Анатольевич Шашкин. — Так что вызов «к Набиуллину!» мог заставить человека вздрогнуть или, по крайней мере, как-то внутренне мобилизоваться».

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме