В каждой проблеме можно увидеть возможности. Особенно если их хорошо искать, а не воспринимать трагически, как конец света или, по меньшей мере, бизнеса. Входит ли в число таких небезнадежных проблем рост курса иностранной валюты, наблюдаемый нами в течение последних месяцев? Кто сможет увидеть в этом процессе возможности? И как реагирует на него отечественный производитель?
— Ослабление рубля выгодно экспортерам сырья и, конечно же, государственному бюджету, который в большей степени от них зависим, — говорит генеральный директор ОАО «Техническая бумага» Дмитрий Романов. — В уязвимую ситуацию попадают предприниматели, осуществляющие внешнеэкономические операции, в первую очередь те, кто импортирует товары и услуги и имеет договорные обязательства с покупателями в твердой цене.
— А что с отечественными производителями?
— Производители, выпускающие конкурентные на мировом рынке товары, обременены, как правило, валютными кредитными обязательствами. Это может свести на нет возможные выгоды. Растет выручка и одновременно растут выплаты по кредитам. Идеальная ситуация — это производство товара, продаваемого за иностранную валюту, в отсутствие банковских обязательств в иностранной валюте. Но много ли можно найти таких примеров в предпринимательской среде?
— Как реагирует на экономические проблемы бумажная отрасль?
— Пока неоптимистично. Существенно подорожало сырье. Это можно связать с закупками больших объемов макулатуры крупными предприятиями и изменением структуры поставщиков. Если раньше мы закупали сырье, как правило, с затоваренных складов, то сейчас сборщики предпочитают работать «с колес».
— Сказываются ли на предприятиях отрасли экономические санкции?
— Запрет на ввоз некоторых импортных продуктов питания сузил рынок макулатуры. Овощи и фрукты из Европы всегда хорошо упакованы, тара из бумаги и картона для нас была сырьем для переработки и составляла до половины объема. Сейчас этот источник макулатуры существенно уменьшился. Кроме этого, многие химические компоненты, которые мы используем в производстве бумаги, импортные. И даже когда они не попадают под санкции, они дорожают вместе с иностранной валютой.
— В России эта химия не производится?
— Частично производится, но основные ее компоненты импортные. Сегодня мы столкнулись с тем, что отечественная продукция, которую мы закупаем, подорожала и одновременно снизила качество. Производители объясняют это тем, что цена на импорт выросла существенно, и они, дабы не потерять рынок, вынуждены жертвовать качеством. Мы некоторое время смотрели, как складывается рынок, и приняли решение переходить на импорт. Химические компоненты из-за рубежа несколько дороже, но за счет высоких свойств и меньшего расхода мы получим экономию.
— Насколько интересен для вас азиатский рынок?
— Он может стать интересным, когда выстроится логистика. Сегодня транспортная доставка в России дорогая. Железная дорога каждый год повышает цены на свои услуги, даже емкости для перевозки бумаги стали непопулярны. Мы пользуемся крытыми вагонами, а железнодорожные составы формируют цистернами для перевозки нефти и нефтепродуктов и полувагонами для рудного сырья. Мы возим продукцию автотранспортом. Но доставка, например, в Казахстан ведет к увеличению стоимости бумаги на 50 процентов. Так что пока теми теоретическими возможностями, которые нам обещают проблемы в экономике, мы воспользоваться не можем.
— Значит, теория далека от практики?
— Не более чем любое теоретическое рассуждение. Сколько лет нам потребуется, чтобы продукция, произведенная на отечественных предприятиях, стала конкурентоспособной на мировом рынке? Причем не только по цене, но и по потребительским, техническим, эргономическим, экологическим свойствам. Это и культура конструирования, и уровень развития машиностроения, и требования контроля. Мы же пока делаем ставку на сырье.
— До сих пор нефть нас не подводила.
— А в США в середине семидесятых годов прошлого века ввели законодательный запрет на экспорт нефти. В результате у американцев около семисот нефтеперегонных заводов. Они торгуют продуктами переработки и развивают свою экономику. Этот запрет начали ослаблять только сейчас, когда зависимость страны от импорта энергоносителей сильно сократилась. В прошлом году добыча нефти в США впервые превысила импорт, а, по прогнозу Международного энергетического агентства, США в 2015 году обгонят по объемам производства нефти и Россию, и Саудовскую Аравию. Вполне возможно, что и нам стоит подумать о каких-то ограничениях для поставщиков сырья для того, чтобы экономика не была столь зависима от естественных монополистов.