11 декабря депутаты Муниципального Совета не приняли бюджет города на 2015 год.
Депутаты обосновали свою позицию тем, что не утверждены окончательные параметры областной казны, поэтому точные размеры субсидий и субвенций, которые должен получить Рыбинск, неизвестны. Выделит ли область деньги на зарплаты учителям и воспитателям? — засомневались народные избранники Рыбинска. И хотя эти вопросы относятся к полномочиям региона и средства на эти статьи выделяются в первую очередь, большинство почему-то пошло на поводу перестраховщиков.
В проекте бюджета, предложенном администрацией, доходная часть запланирована в размере 2187 млн. рублей. В основном это собственные налоговые и неналоговые доходы Рыбинска. Поскольку бюджет области еще не утвержден, доходы сформировали без учета региональных субсидий и субвенций, включив лишь областную субсидию на выравнивание бюджетной обеспеченности в размере 202 млн. рублей. Расходы запланировали в объеме 2137 млн. рублей. 50 млн. рублей составил профицит бюджета.
Наличие профицита Михаил Капранов, директор департамента финансов, объяснил тем, что с начала 2015 года ужесточаются требования к муниципальному долгу, который на сегодняшний день в Рыбинске составляет 1527 млн. рублей. Ранее долг не мог превышать размеры собственных доходов муниципального образования, с января вступают в силу изменения бюджетного законодательства, которые понижают планку до 50%, из-за чего, собственно, расходы надо сокращать.
Проект бюджета-2015 был рассмотрен на публичных слушаниях, участники которых рекомендовали Муниципальному Совету утвердить параметры муниципальной казны. В течение недели депутаты обсуждали проект, в результате решили увеличить доходную часть на 35 млн. рублей и ликвидировать профицит. Полученные таким образом 85 млн. рублей народные избранники предложили направить на уличное освещение, строительство детских городков и ограждений школы № 36, спиливание аварийных деревьев, разработку проекта ремонта школы № 6, софинансирование строительства школы на Слипе, на поддержку ТОСов и старших по домам, газификацию частного сектора. 50 млн. рублей депутаты запланировали потратить на благоустройство дворовых территорий из расчета 2 млн. руб. на каждый избирательный округ. 2,4 млн. добавили на нужды Муниципального Совета.
С частью предложенных поправок и.о. главы Рыбинска Леонид Можейко согласился, но настоял на том, что собственные доходы могут быть увеличены на 10,8 млн. рублей. Обеспечить рост на 85 млн. на данный момент не позволяют имеющиеся ресурсы.
К общему мнению чиновники и депутаты должны были прийти, обсудив проект в согласительной комиссии, но «согласительная комиссия не пришла ни к какому согласию».
Депутат Сергей Ситников предложил повременить с принятием бюджета до утверждения параметров региональной казны. По его мнению, это необходимо, чтобы понять, какое финансирование город получит из области.
Михаил Капранов ему возразил: предварительные размеры финансовой помощи известны. Субсидии предположительно составят 284 млн. рублей, субвенции — 2220 млн. Известно также, что 1 млрд. рублей еще не распределили между муниципальными образованиями. Так что помощь Рыбинску, скорее всего, будет увеличена, и администрация еще не раз будет выходить в Совет с поправками в бюджет-2015 и в этом году, и в будущем. Если же мы будем ждать утверждения областного бюджета, то процедура растянется на неопределенное время.
— Чего ждать? — задал Капранов депутатам риторический вопрос. — Людям надо платить зарплату, формировать график закупок. Бюджет надо принять, чтобы город мог жить, двигаться дальше.
Решение представительного органа власти прокомментировал и.о. главы города Леонид Можейко:
— Результат ожидаемый. Заседание согласительной комиссии администрации и Совета, состоявшееся накануне, показало, что мы не находим общего понимания приоритетов по бюджету 2015 года. На самом деле никакой реальной катастрофы в этом не вижу. У нас есть достаточно времени для продолжения диалога, защиты позиции сторон, предоставления аргументов, расчетов, обоснований. Я очень надеюсь, что депутаты смогут эту работу организовать.
Леонид Можейко обозначил главную причину решения Муниципального Совета не принимать вынесенный на заседание проект бюджета.
«По моему мнению, камнем преткновения являются предвыборные обещания депутатов, которые они волей-неволей раздавали в ходе избирательной кампании. Это совершенно правильно, с этой точки зрения я их понимаю. Но мы сегодня обязаны говорить о том, как обеспечить выполнение обязательств перед всеми жителями Рыбинска, как выстроить сбалансированную картину для всего города, не выделяя ту или иную проблемную точку, даже если она связана с чьим-то предвыборным лозунгом.
Еще один важный момент, на который хотел бы обратить внимание по результатам обсуждения. Я все-таки рассчитываю, что депутаты начнут работать с прицелом на долгосрочную и среднесрочную перспективу, смогут заглянуть в завтра и руководствоваться не только сиюминутными потребностями».
Леонид Можейко считает, что в дальнейшем совместная работа администрации и Муниципального Совета должна стать конструктивной и более организованной:
— К сожалению, на исходе года стало понятно, что неаргументированное несогласие, задержки заседаний постепенно становятся стилем городского Совета. Это огорчает. И отвлекает от основных тем. Но я надеюсь, что трудности первого периода будут преодолены.
Леонид Можейко предлагает депутатам внести принципиальные изменения в подход к формированию бюджета 2015 года и в перспективе — 2016-2017 годов с точки зрения устранения дефицита:
— Приоритет первый. Мы должны осуществить переход от практики заимствований к практике снижения муниципального долга. На это нас настраивает определенными установками федеральное правительство. Этого от нас сегодня требует макроэкономическая ситуация.
Приоритет второй. Безусловное исполнение в полноценном объеме обязательств и полномочий местной администрации, предусмотренных федеральным законом № 131- ФЗ. Это означает, что при формировании бездефицитного бюджета должно быть гарантировано выполнение полного объема муниципальных услуг с нужным качеством.
Приоритет третий. Сохранение приемлемого уровня развития социальной и городской инфраструктуры за счет бюджетных средств в части укрепления материально-технической базы. Прежде всего образования, спорта и городской инфраструктуры.
Приоритет четвертый. Всемерная организационная работа, связанная с привлечением внебюджетных источников для коммунальной инфраструктуры.
Бюджет-2015, разработанный администрацией города Рыбинска, впервые за последние годы является бездефицитным. Доходы на небольшую долю (50 миллионов рублей, это менее 2% доходной части бюджета) превышают расходы.
— Этот небольшой запас, символический профицит, — говорит и.о. главы города, — мы заложили для того, чтобы изменить тенденцию последних лет и перестать жить взаймы.
* * *
Уже на следующий день, 12 декабря, Ярославская областная Дума утвердила региональный бюджет, так что к обсуждению проекта муниципальной казны депутаты, вероятно, вернутся в ближайшее время. Если они этого не сделают, в 2015 году средства на нужды города будут выделяться каждый месяц по 1/12 от бюджета прошлого, 2014-го, года.