Как живет, чем дышит в условиях экономических и финансовых потрясений рыбинская промышленность? Сегодня наш собеседник — Олег Белков, генеральный директор ОАО «Судостроительный завод «Вымпел».
— О лег Юрьевич, в каком состоянии застал ваш завод нынешний экономический кризис? Судя по информации в СМИ, «Вымпел» сегодня на подъеме.
— Коллектив завода очень уверенно шёл к концу 2014 года и планировал много работ на 2015-й, но ситуация в экономике заставила нас повернуться лицом к новой реальности и скорректировать свои действия, чтобы в 2015-м и следующие годы не пострадали заказы, прибыльность предприятия, зарплата сотрудников. Большая удача, что мы успели вовремя провести все импортное техническое перевооружение на заводе ещё по старым курсам. И я с грустью смотрю на тех, кто планировал осуществить модернизацию производства в 2015-м. Сегодня кредиты для юридических лиц банки дают уже под совсем другие проценты. Я понимаю, что это ажиотаж, но в ближайшие шесть месяцев мы все будем думать, что там впереди. Однако если убрать декабрьский экономический выпад, я рад, что завод загружен заказами, что в эллингах, цехах всё заставлено новыми и строящимися кораблями, оснасткой. Люди работают в две и даже три смены. Есть перспектива на будущие годы, и приятно слушать, когда мне задают вопрос, а где еще есть место для строительства кораблей, потому что площадей уже не хватает. То есть нужно расширяться, строить новые цеха. Мы модернизируем старые здания. Укладываем новый асфальт на внутризаводских дорогах, строим, красим, приводим в порядок, чистим.
Мы, конечно, напряглись с экономической неразберихой и выбрали для себя определённый вектор — все силы направим в экспорт продукции, который позволит заводу получить дополнительные деньги, создать новые рабочие места и удержать ситуацию.
— Разве «Вымпела» не коснулись санкции?
— Не просто коснулись… У нас была большая проблема – замена импортных двигателей на кораблях. Часть наших проектов имеют немецкие дизели, поставки которых запретили в РФ. Но мы не имеем права сорвать срок сдачи судов по контракту. Что делать? Мы с заказчиком нашли достаточно эффективное решение, и теперь применяем российские двигатели компании «Звезда». Заказчик доволен. Российская цена осталась на месте, а импортная увеличилась в два раза. Мы не меняем цену судов, трудоемкость их производства, сдаем корабли в сроки с новыми российскими двигателями, и они имеют все тактико-технические характеристики, которые были обозначены заказчиком. Мы сменили поставщиков и спокойно работаем дальше. Более того, у нас появились великолепные экспортные возможности, наш корабль стал стоить в два раза дешевле, чем европейский аналог. И мы можем завоевать рынок, что и делаем.
— А сам рынок движется навстречу, продукция «Вымпела» сегодня ему интересна?
— Движется, рынок сегодня закупает корабли. «Вымпел» – это предприятие, у которого в багаже более 30 тысяч построенных кораблей, и в этом году мы будем праздновать 85-летие. За эти годы мы поставили суда в 30 стран мира, и эти корабли до сих пор служат. Предприятие участвует во многих иностранных выставках, «Вымпел» знают, видят, что появляются проекты новых кораблей. Зарубежные компании готовы контрактоваться, закупать нашу продукцию. То есть о нас хорошая, добрая слава, у нас надёжная история.
— Как не впасть в отчаяние при виде того, как падает рубль и что происходит в банковской сфере? Как дальше быть?
— Во-первых, еще два года назад было понятно, что в России в 2014-2015 годах наступит рецессия, потому что в 2013-м она была в Европе. Было понятно, что цена на нефть не может держаться выше 100 долларов, и она пойдет на снижение. И американская политика не довольна тем, что происходит в России. Вы помните, в 1998 году нефть падала и до 30 долларов? Сейчас уже 50 и ниже, будет и 30 долларов. Отсюда пересчитывается курс рубля в отношении к доллару. Я думаю, в этом году цена нефти будет в пределах 60-80 долларов за баррель. А потом нефть вернется к 100 долларам, и прессинг рублёвой массы, условно говоря, заставит доллар «опуститься». Но к 33 рублям он уже не вернется, будет в районе 40-50, мы настраиваемся на эту перспективу. Видим себя уже в 2018-м и знаем, какие у нас будут строиться корабли в 2022-м.
— Но в нашей стране, говорит большой и малый бизнес, сложно планировать даже на два года…
— Обычно так говорят те, кто не умеет планировать.
— Как сказывается или еще скажется повышение ключевой ставки Центробанка до 17%?
— Мы уже имеем кредитные договоры, в которых ставка намного меньше 10%, и она не меняется, так что нет никакого коллапса. Есть новые кредитные договоры, по которым уже повышены ставки, но это сила обстоятельств. Опять же планировать заключение кредитных договоров на конец года – это большой риск. Поэтому предприятие ещё в середине года предусмотрело кредиты и спокойно строит корабли. Заказчик не всегда может вовремя заплатить. А корабль строится от семи месяцев до двух лет. Поэтому мы используем свои и кредитные ресурсы для того, чтобы стартовать в каждом проекте раньше. Даже до заключения государственного контракта.
— Расскажите, какие суда построены в 2014-м, кто заказчик и куда они отправились служить? Какие были заложены и строятся сейчас? Какие планы у «Вымпела» на 2015 год?
— Мы построили и передали ФСБ России восемь малых пограничных сторожевых катеров проекта 21850 «Чибис». Все они отправлены в ПУ (пограничное управление) ФСБ России: четыре катера — в Крым, два «Чибиса» — в Приморский край, еще два – в Амурскую область. В Крым отправились и четыре пограничных катера «Мангуст» проекта 12150. Малый буксирный катер «Перчик» проекта 14122 работает в ОАО «Чукотрыбпромхоз» в Анадыре.
В ушедшем году мы создали хороший задел для напряжённой работы в 2015-м. Начали строить морское пассажирское судно на подводных крыльях «Комета 120М» проекта 23160, два противодиверсионных катера «Грачонок» проекта 21980 для военно-морского флота. Приступили к строительству двух больших гидрографических катеров «Баклан» проекта 19920 также для ВМФ. Продолжается военно-техническое сотрудничество с Вьетнамом, планируется подписание контракта на поставку как минимум четырёх комплектов оборудования для строительства ракетных катеров проекта 12418 на территории заказчика.
— Какую долю в вашем производстве занимают оборонные госзаказы? И есть ли сегодня спрос на гражданскую тематику в судостроении?
— У нас есть гособоронзаказ, и есть военно-техническое сотрудничество с иностранными заказчиками, они соотносятся как 50 на 50. Но, как говорят, нельзя класть яйца в одну корзину. Поэтому мы начали развивать гражданский сектор. Пока он составляет 1%, но мы твердо уверены, что в течение 5-10 ближайших лет гражданский сектор будет занимать 10-15%. Мы строим «Комету», композитные корабли, корабли на воздушной подушке. Будем строить буксир.
У предприятия великолепное технологическое оснащение. Замечательная команда, свои конструкторы, выстроены стабильные деловые отношения с проектантами, заказчиками, организовано сервисное обслуживание наших кораблей на всех флотах. Мы построили самую большую серию по «Мангусту» — фактически сдано уже 60 единиц, и они служат на всех флотах Российской Федерации. Это позволяет нам рассчитывать и на увеличение доли гражданского сектора. Так что мы не стоим на месте. Вкладываем свои средства в развитие новых проектов. Да, какие-то идут в серию, какие-то останавливаются. Но если не пробовать это все на своем заводе, можно потихоньку в болото превратиться. Есть планы приступить к строительству второй очереди эллинга, чтобы увеличить загрузку стапельных мест.
— Расскажите о «Комете». Почему решили строить именно этот корабль на подводных крыльях? Будет ли спрос, если пассажирский водный транспорт в России, в Ярославской области с каждым годом сокращается? И кто заказчик?
— Это первый инновационный корабль в Российской Федерации – судно на подводных крыльях проекта «Комета 120М». Это не речное пассажирское судно, не рейсовый транспорт, а специальное морское, рассчитанное на комфортную перевозку туристов. У «Кометы» особое строение подводных крыльев, обеспечивающее стабилизацию при волнении на море. Корабль рассчитан на 120 пассажиров. Современный салон, просторный, как в самолёте. Удобные кресла, красивая отделка, бар на борту, телевизоры. Дизайн судна сейчас в процессе обсуждения и утверждения. Заказчика у «Кометы» пока нет, предприятие строит судно на свои средства. В следующем году мы покажем его в России, повезем на выставки, отправим в Европу. Уверен – заказчик обязательно найдется.
— А композитные корабли?
— Это суда из полимерных композитных материалов, предназначенные для отдыха и рыбалки. В 2014-м на «Вымпеле» было изготовлено 40 таких судов. В мае образцы Vympe l 5400 классов НТ, MC, Open были представлены на выставке катеров и яхт «Московское Боут Шоу» и получили высокую оценку экспертов и посетителей. На базе существующих матриц Vympel 5400 технологами нашего ОКП была разработана новая матрица на катер Vympel 5400 Fisher. Название говорит само за себя — эта модель предназначена для рыбаков.
Специалисты композитного производства в этом году освоили новую технологию изготовления корпусов из полимерных материалов методом вакуумной диффузии. Осваивается производство новых моделей катеров Vympel 7000 Sunmar и 8100 Combi со стационарными моторами, в них предусмотрены каюты со спальными местами. В 2015 году планируем произвести порядка 30 композитных катеров, шесть из которых будут новых моделей Vympel 7000 Sunmar и 8100 Combi.
Кстати, уже в этом году мы откроем солидные дилерские центры в разных городах России, которые будут продавать продукцию завода «Вымпел».
— Вы расширяете производство и наверняка нуждаетесь в высококвалифицированных кадрах, в том числе рабочих специальностей. С другой стороны, в городе поговаривают о том, что на заводе идет и еще планируется сокращение штатов. Как на «Вымпеле» сегодня строится кадровая политика?
— Мы не просто повышаем объемы производства. Мы повышаем производительность труда, ставим новую технику, убираем ненужные операции. Делаем прозрачной систему производственного планирования. Автоматизируем склады. Все это у нас будет работать в системе «AVEVA Mars». Это система планирования и управления ресурсами предприятия. Она позволяет оптимизировать все внутренние и внешние бизнес-процессы на предприятии с помощью интегрированного пакета прикладного программного обеспечения. Здесь все увязано в единое целое – управление производством, трудовыми ресурсами, активами, финансовый менеджмент. Говоря простым языком, есть средства общения между цехами. Нажимаем три клавиши — и получаем все отчеты. Любому начальнику цеха это позволит сократить как минимум половину времени на принятие решений. В проектировании и строительстве судов работают очень интересные и высокоэффективные конструкторские программы AVEVA Marine. В общем, мы активно приобретаем и внедряем новые программы, компьютеризируем производство, обучаем людей.
И ни о каком сокращении кадров речи быть не может. Уже пятый год численность работников составляет 1200 человек. Когда у нас большие пики по нагрузке при строительстве кораблей (бывает, что на два-три месяца все корабли сходятся в одном цехе), тогда на время принимаем работников со стороны, закрываем этот пик и дальше спокойно работаем. Но уже к 2017 году численность планируем увеличить до 2000 человек, поскольку объём производства согласно стратегии развития ОАО «ССЗ «Вымпел» к 2016-му должен вырасти втрое.
Значительные силы и средства мы направляем на обучение молодёжи. Пусть повышают квалификацию, а предприятие им поднимет зарплату, предоставит возможности развиваться. В этом году «Вымпел» начнёт строительство нового дома на 126 квартир для работников предприятия. Уже выделен участок на проспекте Серова, 18, разработана интересная концепция дома. На крыше будет установлена газовая котельная, и счета за тепло у наших новосёлов будут раз в 5-6 меньше, чем в городе.
— Какая сегодня зарплата на «Вымпеле»?
— Для меня как директора было принципиально проанализировать те работы, которые ведутся со средней зарплатой в 10 тыс. рублей и ниже. И принять решение: либо их объединить, чтобы повысить зарплату, либо часть передать рабочим, которые могут, к примеру, проводить уборку на своем рабочем месте. И в этом направлении мы много сделали. Высвободили у себя низкооплачиваемую нишу, убрали эти виды работ и перевели в другие подразделения порядка 100 человек.
На 2015-2016 годы мы планировали поднять средний уровень зарплаты до 40 тыс. рублей. И все бы должно получиться, потому что мы уже подняли среднюю зарплату до 30 тысяч. Но сегодня экономическая ситуация такова, что непонятно, 40 тыс. рублей – это много или мало?
— Новые суда, новые технологии, современное оборудование – все это требует и высокой квалификации кадров. Вы говорите, что обучаете работников завода…
— Да, мы обучаем персонал: рабочих, мастеров, ИТР, постоянно проводятся семинары, направляем людей на курсы повышения квалификации. Мне приятно смотреть на рабочих, которые подходят к иностранному чуду под названием «импортный станок» и сначала с осторожностью нажимают клавиши, потом проходят обучение и уже работают на нем как профессионалы.
Но мы шагнули дальше. Рыбинск, в принципе, не корабельный, а авиационный город, и учебных заведений нашего профиля здесь нет. Поэтому мы заключили договор с питерской «Корабелкой» (Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом). Обучаем более 40 человек прямо на территории завода! Рассчитываем, что на предприятии удастся создать базовую кафедру.
Выстраиваем преемственность поколений, которой «Вымпел» традиционно силен. На заводе работают династии корабелов, в которых по пять-шесть поколений.
Повторюсь, на заводе очень сильный коллектив, компетентные заместители, начальники цехов, мастера. Среди наших рабочих – чемпионы России по сварке. У нас есть специалисты, в том числе и сварщики, которых даже ОТК не проверяет. То есть мы даем им чертеж, а они выдают готовое изделие, на котором ставят личное клеймо.
Идет обновление кадрового состава, и знаете, меня радует молодежь, численность которой на заводе выросла со 150 до 350 человек. Причем они очень смело берутся за серьёзные задачи по автоматизации. Сто человек конструкторов мы перевели в здание, в котором отремонтировали два этажа и создали для них хорошие условия работы, оборудовали современный офис, обеспечили рабочие места системой трехмерного проектирования.
Хочу заметить, что мы сделали для себя разворот в сторону Рыбинска, чтобы люди знали, что такое «Вымпел» и чем он живет. Впервые в конце 2014 года участвовали в НаШествии Дедов Морозов вместе с нашим композитным кораблем. Постоянно что-то меняем вокруг завода, оборудуем новые парковки, пешеходные переходы, асфальтируем. Активно взаимодействуем с руководством города. Более того, в Муниципальном Совете есть депутат, которого поддержал коллектив предприятия, – Андрей Скворцов. Мы надеемся, что он докажет необходимость бюджетных инвестиций в Северный микрорайон, чтобы здесь появились детские площадки, чтобы отремонтировали дороги. Нужно заставить нормально работать здешние управляющие компании.
Кстати, высокая себестоимость тепловой энергии от котельной «Теплоэнерго» заставила нас построить собственную современную котельную. Она по своим размерам выглядит как мышка в сравнении со слоном, но обеспечивает половину объёма производства старой котельной. Со временем мы полностью переключим завод на собственное энергообеспечение.
Так что кризис кризисом, а планы у коллектива предприятия большие, и я уверен: есть силы и возможности, чтобы их успешно реализовать.