Ко второму чтению в Госдуме, которое намечено на февраль, подготовлены поправки к Трудовому кодексу о введении обязательного применения профессиональных стандартов, другими словами — требований к работникам по уровню образования, стажу работы и набору умений. С 2016 года соответствовать им должны будут сотрудники государственных и муниципальных учреждений и предприятий, а с 2020 года — все остальные. Наш корреспондент выяснила, что думают о нововведении рыбинцы.
В Трудовом кодексе появится отдельная статья 195.2, в которой будет прописано применение работодателями профессиональных стандартов. Всего планируется ввести 800 таких стандартов, Минюст уже зарегистрировал 199, в ближайшее время их число удвоится. Законопроект обсуждается в профессиональных сообществах и уже получил немалую долю критики. В СМИ и интернете его интерпретируют как запрет работать не по специальности, обозначенной в дипломе. Тем не менее, концепцию законопроекта поддержали государственно-правовое управление президента, Федерация независимых профсоюзов и Российский союз промышленников и предпринимателей, который, однако, предложил учитывать значимые при оценке профпригодности личностные характеристики работника. Мы решили выяснить на этот счет мнение рыбинцев, многие из которых работают не по специальности, обозначенной в дипломе. И вот что узнали.
Как считает Наталья Гордиенко, заместитель главы администрации г. Рыбинска, пока это нововведение касается только тех специальностей, которые включены в квалификационные справочники: «Должностей муниципальной службы там нет. Но есть другие руководящие должности, по которым мы обязаны будем ввести профстандарты. Эта тема для всех очень актуальна. В стране утрачена система оценки навыков, умений работника, аттестации рабочих мест, существует размытость профессиональных требований. Мы сейчас разрабатываем перечень умений и навыков в собственной службе в соответствии с общими областными рекомендациями. Но у каждого органа местного самоуправления — своя специфика, и мы отрабатываем свои профессиональные стандарты. Если эта система будет введена в государственном и муниципальном секторе, это гарантирует людям получение более качественной услуги. Для работников органов управления существует немало возможностей пройти переобучение, повысить свою квалификацию, и это широко востребовано среди сотрудников администрации города, которые периодически проходят аттестацию. Введение профстандартов должно предполагать четкий механизм проверки знаний, умений, навыков».
«МУП «Теплоэнерго» уже с 1 января 2016 года будет обязано работать по новому закону. Готовы ли к грядущим переменам наши предприятия? Вот основной вопрос, который волнует всех, — говорит Леонид Иванов, заместитель директора предприятия. — И если до сих пор на семинары и курсы повышения квалификации направлялись только бухгалтеры, юристы и кадровики, то сегодня мы решили, что проведем инвентаризацию образовательного уровня всех наших работников. И будем дообучать специальным знаниям по теплоэнергетике и теплофизике тех, кто имеет непрофильное техническое образование, если этих знаний действительно не хватает (с недавних пор в РГАТУ появилась специализация «Теплофизика, энергетическое обеспечение деятельности промышленных предприятий»). А потом проведем профессиональную аттестацию специалистов, дабы закрыть вопрос».
Готов учиться теплоэнергетике и сам заместитель директора, поскольку по образованию он историк и бизнес-администратор.
Что делать тем, кто не имеет специального образования и работает не по специальности? Леонид Иванов советует: «Прочитайте в интернете утвержденный профстандарт по вашей специальности. Оцените свой опыт — достаточен ли он, чтобы компенсировать отсутствие профильного образования. Если профильного нет, не стремитесь сразу получать высшее образование. Начните с повышения квалификации. И главное — подумайте, как вы сможете спланировать свою карьеру на будущее, и какие знания, навыки вам понадобятся через несколько лет».
«Любое введение или ужесточение квалификационных требований только приветствую, — заявляет Сергей Чурочкин, директор Института управления, права и экспертизы собственности. — И если введение профстандартов — это запрет на дилетантизм в профессии, то ничего плохого я в этом не вижу. Я надеюсь, что введение профстандартов позволит разрушить механизм формирования монополии на профессию. Пример? Врач и нотариус. Никто не ограничивает количество профессионалов в медицине, хочешь — работай в государственном или муниципальном секторе или делай собственную клинику. Без ограничений количества на душу населения. Открытый рынок сам сделает выбор в твою пользу, если ты специалист высокой квалификации. А в нотариате — корпоративная монополия на профессию. Для каждого города число нотариусов строго ограничено в зависимости от численности населения. Я считаю, это неправильно, потому что вне зависимости от профессионализма нотариуса мы вынуждены стоять в очереди и платить за 15-минутное оформление доверенности 1200 рублей. Если соответствуешь стандарту, значит, обладаешь теми же знаниями и навыками, поэтому, пожалуйста, пусть в Рыбинске будет хоть 500 нотариусов с одинаковой квалификацией — нам же выгоднее как по ценам, так и по времени».
Александр Безруков, директор малого предприятия ООО «НПП «Авитэк», введение профстандартов тоже поддерживает: «Мы привыкли считать токарем или сварщиком тех, кто стоит у станка или держит в руках электрод. Одного опыта мало, нужно получить специальные базовые знания и навыки и подтвердить их соответствующим документом. У меня четыре станочника, но лишь одного я могу назвать токарем — у него 6-й разряд и огромный опыт работы. Не берусь судить по другим отраслям, но по многим техническим специальностям обучить работников даже в Рыбинске нет никаких проблем. Я троих своих станочников, которые считали себя профессионалами, отправил на двухмесячное обучение в промышленно-экономический техникум, они учились без отрыва от производства — отпускал их пораньше с работы. 25 декабря они сдали квалификационные экзамены и получили разряды токарей и фрезеровщиков. И я уже вижу результаты — теперь это совсем другой уровень работы! Поэтому я готов платить им более высокую зарплату. Мы заплатили за обучение троих работников 51 тыс. рублей. Уверен, эти затраты окупятся быстро».
Константин Лапидус, директор ООО «СТЕКЛОКОМПЛЕКС», ООО «РОССТРОЙГАЗ», председатель рыбинского Координационного совета по малому и среднему предпринимательству, другого мнения. Он считает, что эта инициатива из той же серии, что и «запрет на кружевные трусы»: «Работодатель вправе сам выбирать, что для него важнее в работнике — диплом или опыт. Эти стандарты не заставят токаря работать токарем, если этот труд в стране не почетен. На нашем предприятии работают специалисты по стеклу и прокладке газовых сетей. Мы сами их обучаем и аттестуем в Национальном агентстве контроля сварки. Я бы и рад принять классного специалиста с дипломом, сертификатом и т.д., но их просто никто не учит. Поэтому власти прежде нужно думать о создании системы профессионального образования и прежде всего технического».
Сергей Кузенев, председатель Торгово-промышленной палаты г. Рыбинска, депутат Муниципального Совета, относится к этому законопроекту философски: «Вокруг него, уверен, будет еще много горячих споров, поэтому нужно увидеть окончательную редакцию. Введение таких стандартов сейчас, по-моему, — бесполезное занятие. Сначала надо навести порядок в системе профессионального образования, профессиональной ориентации. Слишком уж не совпадают спрос на рынке труда и предложение вузов и учреждений среднего специального профессионального образования.
Считаю, у работодателя всегда должен быть выбор, маневр в подборе кадров, потому что не пропишешь стандарты на каждый конкретный случай, а диплом вовсе не является гарантией полученной системы профессиональных знаний».
Уже зарегистрированные стандарты касаются, в том числе и сотрудников СМИ, часть которых не сможет работать без профильного образования. Между тем многие редакторы в газетах и на телевидении, в том числе и в Рыбинске, имеют техническое или педагогическое образование, специализацию в истории, филологии.
Юлия Муратова, корреспондент газеты «Рыбинские известия», считает, что в журналистике есть своя специфика: «Я уверена: факультет журналистики — очень хорошее образование, если ты его действительно получил, а не купил. Нас научили задавать вопросы, искать и проверять источники информации, работать в различных жанрах. Но, получив диплом МГУ, я всегда завидовала тем журналистам, кто имеет профессиональные познания в конкретной отрасли — экономике, юриспруденции, медицине, сельском хозяйстве и т.д. Это дает возможность провести грамотный, глубокий анализ в конкретной теме, говорить на одном языке с экспертным сообществом.
Наверно, профессиональные стандарты нужны, но, скорее, они должны быть ориентирами, а не догмой».
Известный в Рыбинске тележурналист Андрей Сахаров также полагает, что следовать профстандартам — это рекомендация, но не обязанность для частного бизнеса и большого спектра творческих профессий: «В стране миллионы людей трудятся не по специальности, потому что в 16 лет трудно сделать правильный выбор будущей профессии. Многие просто не могут найти хорошо оплачиваемую работу по своей специальности или выучиться по другой. Но часто полученное образование и опыт работы вполне позволяют ему соответствовать запросам работодателя. Сегодня финансовое состояние многих СМИ таково, что они не могут себе позволить переобучение, повышение квалификации журналистов. То, что предлагается, стоит слишком дорого. Но желание работать именно в журналистике — мощный стимул к самообразованию, которое высоко ценится работодателем».
Интересно, что в Европе, с которой мы вроде хотим брать пример, журналист может подтвердить свою компетентность, просто предъявив предыдущие трудовые контракты. Ну а что же у нас? Замглавы Минкомсвязи Алексей Волин заявил, что его ведомство до прояснения ситуации с изменениями в Трудовой кодекс приостанавливает процесс согласования любых профессиональных стандартов в медиаотрасли. И если предложенные поправки в ТК будут приняты, то министерство потребует пересмотра уже утвержденных профессиональных стандартов, так как применить их в качестве обязательного инструмента невозможно. Ведь тогда придется отправлять за дипломом бакалавра журналистики главного редактора Первого телеканала Константина Эрнста, закончившего биологический факультет, известного телеведущего Дмитрия Киселева, по образованию филолога и скандинавоведа. Или главного редактора «Московского комсомольца» Павла Гусева, дипломированного геолога. А что делать высшим госчиновникам? Глава правительства Дмитрий Медведев, как известно, — профессиональный юрист, а должность его, как ни крути, больше связана с экономикой. Кто же уволит Игоря Сечина, президента «Роснефти», специальность которого — преподаватель португальского и французского языков? Или министра культуры Владимира Мединского и вице-премьера по ВПК Дмитрия Рогозина, выпускников факультета журналистики? Министр обороны РФ Сергей Шойгу имеет диплом инженера-строителя, мэр Москвы Сергей Собянин — специалист по металлорежущим станкам. Вячеслав Володин, замглавы администрации президента — инженер-механик, Сергей Иванов, глава администрации президента — переводчик со шведского языка, а Дмитрий Песков, пресс-секретарь Владимира Путина — историк-востоковед. Вот незадача… Не случайно, видимо, глава комитета Госдумы по труду и социальной политике Ольга Баталина заявила, что введение профстандартов в России вовсе не означает, что россиянам запретят работать не по профессии. В других комментариях говорится, что нововведения коснутся только вновь нанимаемых сотрудников. Но пока это только слова, и вопросов больше, чем ответов. Так или иначе многих экспертов настораживает то, что вся значимая конкретика будет определяться позже в подзаконном нормотворчестве различных ведомств, которое в России часто совершенно оторвано от реальности.
На прошлой неделе стало известно, что законопроект об обязательном применении профессиональных стандартов все-таки будет смягчен.
В Госдуме признали, что в нем есть «не просто шероховатости, а овраги», и его необходимо доработать.
В новой редакции обязательными останутся стандарты только для профессий, у которых профильное образование прописано в законе. Это, например, врачи, учителя, летчики. В других случаях можно будет учитывать технологию производства. Финальная встреча рабочей группы запланирована на 21 января, а второе чтение законопроекта — на февраль.