Экономические трудности, или попросту – кризис, вряд ли обойдут своим навязчивым вниманием хотя бы какую-то отрасль экономики. Ну разве что те, кто связан с оборонными заказами, могут не заметить общероссийских проблем. Впрочем, даже государственный бюджет не гарантирует увеличение финансирования промышленности в ближайшие годы. А раз нет гарантий, нет и подтвержденных инвестиций – зарабатывать прибыль придется на экономии.
Однако говорят, что существуют в бизнесе направления, которые могут пострадать существенно меньше по сравнению с другими. Например, строительство. Без него вроде бы невозможно представить даже слабое развитие: нет стройки – нет роста населения, производства, границ муниципальных образований…
Так можно ли прожить без строительства новых объектов?
— Конечно, можно. Это без продуктов прожить невозможно, а без увеличения объемов строительных работ – вполне, — говорит генеральный директор «Верхневолжской производственной компании» Андрей Лавров.
Сектор рынка
По данным статистики, в Рыбинске зарегистрировано 673 организации, основным видом деятельности которых является строительство. Их абсолютное большинство – это небольшие конторы, нанимающие бригады при наличии заказа – деревянный дом, баня, пристройка. Крупных предприятий, постоянно занятых строительством новых сооружений, немного. И того меньше тех, кто специализируется на промышленном строительстве.
«Верхневолжская производственная сеть» (ВПС) – одно из тех редких местных предприятий, что строит производственные цеха, котельные и даже заводы.
В активе «ВПС» — заказы «Русской механики», «Рыбинскэлектрокабеля», «ОДК – Газовые турбины». Сегодня предприятие занято реконструкцией цехов «Рыбинского завода приборостроения», строительством солодового завода «Органик Фуд». Электростанции и котельные, магазины и спортивные объекты, малоэтажное жилье и индивидуальные коттеджи…
Многопрофильность предприятия – это не только объекты строительства различного назначения. С «ВПС» связано специализированное автотранспортное предприятие «ПОГАТ» — 60 единиц автотехники: самосвалы, гидро- и автокраны, дорожные катки, бульдозеры, тягачи, другие машины, которые сдаются в аренду и используются в работах самого предприятия.
В прошлом году на территории «ПОГАТа» был построен небольшой бетонный завод. Новое турецкое оборудование, 10 рабочих мест, лаборатория качества – инвестиции в завод составили порядка 25 миллионов рублей. Недавно предприятие вышло на проектную мощность – около 2,5 тысячи кубических метров продукции в месяц. При этом выполнена задача, ради которой завод и был построен, – выпуск качественного бетона для использования в строительстве, которое ведет «ВПС», и для продажи на рынке.
И еще предприятием построен поселок из восьми индивидуальных жилых домов на Судоверфи. Один дом уже продан, остальные ждут своих покупателей.
— Диверсификация бизнеса, специфика промышленного строительства, умение предвидеть повороты экономики – что может защитить предприятия от дурного влияния кризиса?
— Предвидеть вообще что-то сложно, — говорит Андрей Лавров. – Проблемы строительного бизнеса – это вторичная производная того, что сегодня происходит со всей экономикой.
— Что вы больше ощутили: рост цен, уменьшение заказов, или инерция процесса пока сглаживает последствия кризиса?
— Какие-то общие представления мы получим в конце марта, когда будем подводить итоги первого квартала. Но уже сейчас видим, как подорожали строительные материалы и оборудование – от десяти до ста процентов.
— Речь идет об импорте?
— Не только. Цены выросли на все. Но на импорт в первую очередь – это отопительное, компрессорное и вентиляционное оборудование, которое мы используем в работе.
— А что с заказами? Новые появляются?
— Сегодня не подтверждаются даже те заказы, о которых еще недавно была договоренность. Но самое главное – некоторые заказчики прекратили оплату уже выполненных нами работ, ссылаясь на трудности при кредитовании в банках.
— Как вы считаете, эти проблемы долговременные или можно рассчитывать, что бизнес приспособится к новой для него ситуации?
— Предполагать можно все что угодно. И легко можно ошибиться. Мы исходим из собственного опыта, благо, он богатый – предприятию в 2014 году исполнилось 20 лет. За это время мы, можно сказать, броней обросли – пережили и панику на финансовом рынке, и рост цен, и падение рубля, и кризис 2008 года. Думаю, что сегодня много зависит от того, как поведут себя банки. Если они будут выдавать реальному сектору экономики инвестиционные кредиты под разумные проценты, тогда промышленность выживет.
— Может ли что-либо в этой истории сделать местная и региональная власти?
— Сегодня все зависит от антикризисных программ федерального правительства. Расчет – на государственные заказы нашим крупным предприятиям. Рыбинск в этом отношении выгодно отличается от других городов – его промышленность имеет стабильные оборонные заказы. Значит, на строительство можем рассчитывать и мы. А местные власти… Ну снизят они цену на землю с мыслью, что ее будет активнее покупать население для индивидуального строительства. Но вполне может начаться спекуляция землей, когда большинство дешевых участков окажутся в руках нескольких человек, у которых есть деньги.
— Существуют городские и региональные программы поддержки малого бизнеса.
— Да, и мы даже смогли этой помощью воспользоваться – в конце прошлого года нам компенсировали проценты по банковскому кредиту на строительство бетонного завода. Но для нас самих это стало неожиданностью – несколько попыток участвовать в региональной программе раньше для нас ничем не заканчивались. Если бы это стало тенденцией, тогда можно было бы сказать, что местные власти поддерживают реальный бизнес.
— Вы сами не планируете антикризисные мероприятия — сокращение штата, например.
— У нас сегодня работает около 400 человек. Конечно, хотелось бы сохранить штат. И сегодня поводов для сокращения нет. Но если сократится объем заказов, что-то придется предпринимать. Зарплату уменьшать не собираемся, но вот будет ли она расти – вопрос открытый.
— Ну а в целом как настроение? Не собираетесь замораживать строительство, как это сделали некоторые предприятия города?
— Нормальное настроение. Ничего пока замораживать не собираемся, я уже говорил – мы стали привычными к перепадам экономики. Но подчеркиваю – пока.