В Рыбинском музее-заповеднике готовится выставка к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Впервые будут представлены фронтовые записные книжки Алексея Александровича Суркова (1899-1983), поэта и военного корреспондента, уроженца рыбинской земли.
Все знают Алексея Суркова как автора знаменитой песни «Землянка», но его фронтовая летопись Великой Отечественной войны еще не известна. В четырнадцати записных книжках рассказано о событиях 1941-1945 годов. Это дневник поэта, который он вел на Западном фронте, под Москвой в 1941 году, подо Ржевом, на Осколе и Дону в 1942 году, на Юго-Западном фронте в 1943 году, на Прибалтийском фронте в 1944 году. Это и записанные Сурковым рассказы участников военных действий, работников тыла и простых людей, ставших жертвами той страшной войны.
Записная книжка 1943 года начинается рассказом «подростка из Нового Бранденбурга», который представлен как Виктор К. Этот парень из Чугуева Харьковской области во время войны решил отправиться в Германию на заработки, но оказался обманут: стал рабом и был отправлен в лагерь. Рассказанная им история выживания и сопротивления людей в лагере впечатляет. Вот фрагмент этого рассказа: «Тут у нас в лагере произошел один случай. Сидел в лагере всякий народ: и русские, и бельгийцы, и французы, и поляки. Жили дружно. Группа французов работала в Новом Бранденбурге на авиационном заводе. Испытательный аэродром завода был поблизости нашего лагеря. Там с утра до вечера самолеты испытывали и молодых летчиков учили. В нашем лагере находились четверо пленных советских летчиков. Французы для этих летчиков разузнали все аэродромные порядки, расписание полетов и какие машины на аэродроме заправленные остаются.
Наши лагерники рядом с аэродромом работали на поле – картофель пололи. В условленный день летчики, в кандалах, незаметно спрятались между грядок и с работы не вернулись.
Они переждали, когда начался на аэродроме обеденный час и незаметно по хлебному полю и огородам пробрались на аэродром, захватили двухмоторный самолет и улетели.
В лагере была в этот день объявлена тревога. Самолеты в погоню поднялись. Догнали ли они летчиков-беглецов, не знаю.
Заключенных после этого случая сразу с поля убрали. В лагере начались расправы и розыск. Ничего начальство не добилось и злость свою выместило на наших спинах. Особенно досталось французам. Их секли шпагами плашмя. Давали по пятьдесят ударов, и многие от этой порки умерли».
Горький и правдивый рассказ подростка показывает, что к победе в Великой Отечественной войне мы шли все вместе: автор пишет о французских спинах как о «наших». В этом единстве заключалась главная сила сопротивления фашизму. Об этом нельзя забывать.
Елена Федорова
Рассказ подростка из Чугуева был опубликован в газете «Красная звезда» от 31 марта 1943 года и первоначальное описание истории угона немецкого самолета заметно отличается от текста, обнародованного 05 Фев 2015 в 15:04 на сайте газеты «Рыбинские известия»:
= =
«Он был в Бранденбурге
…
В эти дни у нас в лагере большое происшествие было. На ново-бранденбургском авиационном заводе работала группа военнопленных французов. Они дружили с четырьмя пленными советскими летчиками. Испытательный и учебный заводской аэродром был поблизости от того места, где заключенные на поле работали. И задумали летчики улететь из плена. Французы для них выведали все порядки на аэродроме — когда там испытанье и обученье идет, когда никого не бывает и какие машины заправленные остаются на линейке. В условленный день летчики, работая вместе с другими на прополке картофеля, незаметно шмыгнули в высокую пшеницу, а оттуда переползли к аэродрому. На аэродроме никого не было, на обед ушли. Бросились они к указанной французами двухмоторной машине, завели ее, и все четверо, как были в кандалах, улетели.
Немцы тревогу об’явили. Самолеты в погоню поднялись. Догнали ли они беглецов — не знаю. У нас в лагере после этого случая большой шум и разговоры были.
Жестоко немцы расправились с оставшимися заключенными за этот побег. Началось дознание. Ничего дознаться не могли. Тогда стали расправляться. Особенно досталось французам. Их секли шпагами, плашмя, по спине. Давали по пятьдесят ударов, и многие из наказанных уже больше не встали со скамейки и отправились на тот свет.
…
Со слов Виктора К. из города Чугуева
записал А. Сурков.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ».