новости 13 февраля 2015

Такие разные долги

Неоплаченные долги портят историю предприятия, наносят урон репутации, лишают авторитета. Это волнует собственников и руководителей, побуждает платить задолженности и начинать жить «с чистого листа», без жалоб кредиторов и судебных исков бывших работников. Или не волнует и не побуждает — все в наше время зависит от целей, которые ставят перед предприятием владельцы и директора.

Самым крупным должником по заработной плате является завод «Раскат». Своим работникам он должен 16 миллионов рублей. Этой суммой оперирует прокуратура, проверка которой привела к возбуждению уголовного дела против бывшего директора Леонида Окладникова.

— При наличии долгов по заработной плате перед работниками предприятие, получая деньги, переводило их на другие цели. Достаточно много, как нам представляется, — рассказывает помощник прокурора Дмитрий Глинкин. – Поэтому мы передали дело в следствие, которое сегодня разбирается в действиях бывшего руководства.

Ситуацию на «Раскате» контролируют многие: правоохранители, налоговая служба, Пенсионный фонд, администрация города. Новый, уже третий по счету, директор – опытный управляющий Сергей Борисов – заявил межведомственной комиссии, что предприятие разрабатывает план выхода из кризиса.

16 миллионов – долг по зарплате за три месяца – это очень большая по меркам Рыбинска сумма. Однако некоторые действия нынешнего руководства могут обнадежить. Сегодня в штате завода числится 335 человек. Почти 80 процентов из них некоторое время назад приостановили работу – есть у них такое обеспеченное Трудовым кодексом право, когда существует долг по зарплате. Сергей Борисов недавно начал вызывать сотрудников на работу. Пока это единичные случаи, подтверждающие более активную деятельность завода. Но даже то, что на предприятии не объявлялось простоя, не проводилось сокращение штата, говорит о желании собственника восстановить работу «Раската».

По сравнению с «Раскатом» другие предприятия, имеющие долг по заработной плате, смотрятся не столь впечатляюще. Но в любом случае каждый человек, которому вовремя не выплатили зарплату, может найти защиту либо в прокуратуре, либо самостоятельно в суде.

— Прокуратура подала иски в суд в интересах 55 сотрудников «Раската», им уже выплачено 2,8 миллиона рублей, — рассказывает Дмитрий Глинкин. – Еще около сорока исков мы направили на рассмотрение суда в интересах бывших сотрудников ООО «БСМ «Монолит» — предприятия, которое имеет большую задолженность по заработной плате.

В отличие от «Раската» «База строительных материалов «Монолит» не подает никаких надежд на восстановление деятельности. Здесь нет даже директора, который уволился, оставив в штате только главного бухгалтера.

БСМ «Монолит» попало в поле зрения прокуратуры около года назад, когда здесь была выявлена задолженность по зарплате — около двух миллионов рублей. Тогда против директора возбудили административное производство, однако и сегодня долг перед 65 бывшими работниками составляет более миллиона.

Предприятие находится на территории ЗАО «Стройинжиниринг», где ведется процедура банкротства. Там же расположилось еще одно ООО со схожим названием – «Монолит», которое также остановило работу, а в поле зрения прокуратуры попало осенью прошлого года в связи с долгами по зарплате за три месяца.

Юридически все эти предприятия независимы, однако слухи об их связи на уровне учредителей — физических лиц или общих интересов в бизнесе небезосновательны. По крайней мере, бывшие работники делают именно такой вывод. Часть из них кочевала из штата ООО «БСМ «Монолит» в коллектив ООО «Монолит», некоторые были переведены в ЗАО «Стройинжиниринг», большинство уволилось по соглашению сторон.

Сегодня у бывших сварщиков, технологов, энергетиков, специалистов на руках исполнительные листы, выданные судом. ООО «Монолит» и ООО «БСМ «Монолит» в совокупности должны им по 60, 80, 100 тысяч рублей, которые они заработали, но так и не получили.

Всего же в службе судебных приставов находится 24 исполнительных производства по БСМ «Монолит» на сумму почти 400 000 рублей и 44 производства по ООО «Монолит» на 1 698 250 рублей.

— В августе прошлого года в аналогичной ситуации нам удалось взыскать задолженность за счет работы с дебиторами, — рассказывает судебный пристав-исполнитель Оксана Переслегина. — На основных средствах у этих предприятий практически ничего нет. На днях мы произвели арест остатков продукции предприятий, разослали запросы актов сверок по существующим долгам перед ООО «Монолит» и ООО «БСМ «Монолит». По данным бывших работников, этим предприятиям большую сумму должно ЗАО «Стройинжиниринг» — ждем уточненную информацию.

Перспективы взыскания задолженности судебный пристав пока не оценивает. Арестованного имущества, по предварительным данным, для этого явно недостаточно, а долг «Стройинжиниринга» перед БСМ «Монолит» в 23 миллиона рублей не подтвержден актами сверки. Но не только бывшие работники «Монолитов» располагают данными о существующей возможности для закрытия долга. Прокуратура тоже говорит, что наличие дебиторской задолженности позволит расплатиться с работниками по всем долгам – было бы желание собственников и директоров.

— Уголовную либо административную ответственность по долгам юридически несет руководитель, — рассказывает помощник прокурора Дмитрий Глинкин. – На собственника мы никак повлиять не можем и зачастую сталкиваемся с ситуацией, когда владельцы хитрят, меняя директоров либо оставляя предприятие вообще без руководства.

Совсем другой пример – ЗАО «Завод гидромеханизации», где периодически появляется задолженность по заработной плате. Сейчас предприятие должно работникам около полутора миллионов рублей за один месяц, однако жалобы ни в прокуратуру, ни в суд не поступают. Руководство стремится сохранить коллектив в сложных экономических условиях и принимает меры к погашению долгов. Меры эти, очевидно, успешными назвать трудно, поскольку завод числится в должниках с лета 2014 года. Однако люди верят в перспективы предприятия и готовы ждать лучших времен.

— Те же граждане, кто не верит в руководство и обращается в прокуратуру, имеют все шансы получить свою заработную плату, — говорит Дмитрий Глинкин. – Когда выписан судебный приказ о взыскании задолженности, выплаты по нему производятся предприятием в первую очередь.

Помощник прокурора рассказывает, что число юридических лиц – должников по зарплатам увеличилось с середины прошлого года. Если раньше прокуратура, по сути, самостоятельно искала факты нарушения трудового законодательства, то сейчас люди сами обращаются за защитой своих прав. Когда у надзорного органа есть основания для обращения в суд, то дальше включается ресурс судебных приставов. И если у должника есть активы или денежные средства, как, например, у «Раската», то претензии удовлетворяются быстро. А если нет ни активов, ни желания собственника, ни даже руководителя, как в БСМ «Монолит» и связанных с ним предприятий, тогда история затягивается. Но, тем не менее, она находится под контролем. И это уже дает шанс на получение заработанных своим трудом денег.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме