«Прихожу в рабочий кабинет, смотрю в окно: волжский мост — на месте, ГЭС — на месте, значит, все в порядке», — шутит Александр Киселев. Если дело касается заместителя главы администрации по общественной безопасности и профилактике правонарушений, то сразу понимаешь, в этой шутке — лишь доля шутки. О самой сути своей деятельности Александр Алексеевич говорит кратко: «Надо работать: добиваться хорошего и пресекать плохое». Об обширной работе по профилактике разного рода правонарушений, обеспечению общественной безопасности, которая ведется в городе, можно говорить бесконечно долго. На сегодняшний момент в эту сферу включены не только подразделения администрации, правоохранительные органы, но и общественность: ветеранские, молодежные, военно-патриотические общественные организации. Свою лепту вносит и Рыбинская епархия.
Накануне Дня защитника Отечества мы решили побеседовать подробнее с человеком, от которого во многом зависит комфортность и безопасность проживания в нашем городе.
О работе и поисках справедливости
— Александр Алексеевич, мы с вами беседуем накануне 23 февраля – Дня защитника Отечества. Ваша должность по своей сути связана с этим праздником, ведь Рыбинск – это часть нашей страны, и его граждане нуждаются в защите. Расскажите о перспективных задачах в плане обеспечения общественной безопасности.
— Это комплексная и очень сложная работа, в которой задействованы многие службы, такие как управление ГО и ЧС, структуры МЧС, пожарные, ГИМС и другие. Все они постоянно взаимодействуют друг с другом, и о том, что эта работа проводится эффективно, говорит тот факт, что на протяжении последних пяти лет Рыбинск удерживает передовые позиции в Ярославской области. Лично для меня это подтверждают вовсе не дипломы и грамоты, а уверенность в специалистах, которые, случись что, не оставят людей в беде, приедут и окажут помощь. Вот недавние примеры. Женщина, инвалид-колясочник, находясь у себя в квартире, упала. Она смогла набрать номер ЕДДС – 112, и ребята из спасательного отряда выехали на место, как могли, подбадривали пострадавшую, пока вскрывали запертую дверь.
Другой пример: этой зимой на водохранилище, в районе Легковского мыса, заблудились рыбаки. В «каракате» закончилось горючее, телефоны у них разрядились. Поздно вечером в снежную пургу на поиски отправилась дежурная смена поисково-спасательного отряда на снегоходе. Обнаружить попавших в беду людей удалось глубокой ночью – спасателей вывел на них след от самодельной техники.
Отделы по профилактике правонарушений, по защите прав потребителей, куда в год обращаются порядка 4 тысяч человек(!), отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав – все эти подразделения решают очень широкий круг вопросов, контактируя непосредственно с населением города.
— В общем, специалисты помогают решить большой круг вопросов – от претензий по качеству товара до спасения чьей-то жизни. Если уж зашла речь о едином экстренном номере, расскажите, он уже прочно вошел в практику?
— На федеральном уровне по этому вопросу принято окончательное решение. Сейчас идет отработка новой системы на уровне регионов.
В нашем случае еще предстоит определиться, где будут аккумулироваться такого рода звонки – либо в области появится единый центр, либо в каждом городе будет создана своя система переадресации экстренных вызовов.
— Как вы относитесь к перспективе возвращения на наши улицы народных дружин по охране правопорядка?
— Отряд с одноименным названием у нас уже есть. Молодых ребят в форме горожане могли видеть в ЦЛС «Демино» во время проведения этапа Кубка мира. Пока это первый росток, что будет дальше, покажет время. Сразу скажу: направление развивается сложно, поскольку такого рода общественная деятельность связана с затратами личного времени, и далеко не все люди готовы защищать и правильно отстаивать нормы закона.
В первую очередь морально не готовы. Они не чувствуют уверенности в своих силах, наверное, и потому, что такое явление, как народные дружины, еще не обрело достаточной массовости. Вот такой парадокс. При этом, по моему убеждению, человек от всех внешних вызовов – начиная от погодных, заканчивая чрезвычайными – должен уметь защищаться сам, не уповать на кого-то. Он должен знать законы, свои права и обязанности, механизмы элементарной защиты себя и своих близких. Это кажется сложным для понимания, но на практике все вполне понятно. Почему у некоторых людей не возникает вопроса, зачем нужно иметь у себя в квартире огнетушитель, дымовой извещатель? Почему жители некоторых многоквартирных домов принимают решение установить в общем дворе, где гуляют их дети, где они паркуют машины, систему видеонаблюдения? Все это необходимо для того, чтобы если, не дай Бог, случится какое-то ЧП, было больше шансов на благополучный исход.
— Часто ли люди, которые приходят к вам на прием, обращаются не по адресу?
— Мой или не мой вопрос – таких понятий для меня не существует. Если у человека есть реальная проблема, надо ее решать. Зачастую многое зависит от степени взаимодействия с другими структурами, занимающимися охраной правопорядка, к примеру, с той же полицией. И я бы не сказал, что, несмотря на постоянный контакт и сотрудничество, все сложные вопросы решаются оперативно. Возьмите, к примеру, наболевшую проблему несанкционированных парковок на газонах во дворах жилых домов. Люди жалуются, приносят фотографии, но вместе с тем проблема до конца себя не изжила. Звонят в полицию, там говорят, что не имеют права составлять административный протокол на нарушителей, дескать, это прерогатива административной комиссии муниципалитета.
Я понимаю, что далеко не всегда имеются законодательные рычаги воздействия на ту или иную ситуацию, но в любом случае нельзя быть равнодушным по отношению к людям, тем более что совместными усилиями проблемы все-таки можно решить.
— Вы являетесь заместителем председателя антинаркотической комиссии администрации, вам постоянно приходится сталкиваться с негативными проявлениями человеческой природы. Также вы курируете и вопросы асоциальных подростков, и неблагополучные семьи. Насколько эффективна работа с такими категориями граждан, и есть ли у них будущее?
— Пристрастие к наркотикам или принадлежность к неблагополучной семье – это не приговор. Я прекрасно понимаю, что оградить человека от влияния общества, его круга общения практически невозможно, но мы должны и можем попытаться показать ему, что есть другая жизнь. Вместо наркотиков ребят может увлечь спорт (в Рыбинске в различных секциях занимаются порядка 10 тысяч мальчишек и девчонок), творчество. Почему нет? С теми же асоциальными семьями комиссией по делам несовершеннолетних, департаментом образования ведется постоянная работа, порой их буквально насильно привлекают к участию в различных общественно значимых мероприятиях, дают билеты в театр, на детские праздники. И, знаете, люди начинают чувствовать, что они хоть как-то должны изменить свое поведение. И пусть не в массовом порядке, но некоторые социально неблагополучные семьи в итоге мы снимаем с учета.
Понимая, насколько щекотлива эта тема, в очередной раз хочу напомнить гражданам: не будьте равнодушными. Если заметили, что с вашим сыном или дочерью происходит что-то странное, увидели, как обижают соседского ребенка, сигнализируйте! Чем раньше будет оказана помощь, тем лучше.
— Александр Алексеевич, раз уж мы беседуем накануне 23 февраля расскажите, насколько служба в армии помогла в формировании вашего характера?
— В армию я уже шел с четким осознанием того, что долг Родине надо отдать, и что служба – дело ответственное. Характер формируется в детстве, и я в этом плане не исключение. В поселке, где мы жили, у каждого ребенка была обязанность помогать своим родителям. Конечно, дети есть дети, мы постоянно гоняли в футбол, играли в городки, но уже тогда знали цену труду и сами себе зарабатывали на карманные расходы. Помню, как с друзьями ходили в лес за шишками, сдавали их в лесхоз по 10 копеек за килограмм, как работали в совхозе, на торфозаготовках. Уже тогда я начал понимать, что такое независимость, взаимовыручка и ответственность. Последующая учеба и служба в армии лишь укрепили эти качества. На службе валять дурака нет времени: еще в учебке нас готовили к ответственной миссии – охране стратегических объектов.
— Значит, охраняли ту самую красную кнопку?
— В боевых полках мне служить не довелось. Меня оставили обучать молодежь. Хотя многие парни были старше меня, но служба дисциплинирует, и авторитет старшего по званию тогда был незыблем. Более того, солдаты во всем брали с командиров пример, поэтому приходилось постоянно держать лицо. Для меня тогда образцом был сержант Кашкин. До сих пор помню его. В нем сочетались превосходные личностные качества с профессионализмом воинского командира. Еще тогда я понял, что пример хорошего человека поможет и тебе самому стать сильнее. Это помогло мне и в дальнейшем, когда уже служил в милиции.
— По вашему мнению, сейчас значение Дня защитника Отечества не обесценилось?
— Конечно, были такие времена, когда государство мало прислушивалось к нуждам людей, призванных поддерживать порядок внутри страны и на ее границах, но сейчас ситуация изменилась к лучшему. Главный показатель таких перемен – молодые люди в большинстве своем перестали бояться армии.
— А какой вы в кругу семьи? Как отдыхаете от напряженной работы?
— Как и многие мужчины, увлекаюсь охотой и рыбалкой. Семья – мой надежный тыл. Сейчас, когда дети выросли, появилась возможность больше внимания уделять супруге. Я ей очень благодарен за то, что она великолепная хозяйка, моя первая помощница в семейных делах. И это при том, что у нас довольно похожие профессии. Супруга закончила службу в должности заместителя прокурора города. Сами понимаете, работа сложная, напряженная, но несмотря на это, в нашем доме всегда было уютно и спокойно.
— Что вы хотели бы пожелать горожанам накануне праздника?
— Самого главного – счастья и здоровья, и чтобы совместными усилиями наш город был безопасным, чистым и уютным. Чтобы для всех Рыбинск был по-настоящему родным домом, где хочется жить, растить детей, куда всегда хочется возвращаться.