Рыбинский драматический театр приглашает зрителей на «Утиную охоту» — одну из самых неоднозначных пьес советской поры, написанную Александром Вампиловым. Постановкой драмы пятидесятилетней выдержки занимается приглашенный режиссер Владимир Коломак.
Владимир Коломак – человек в РДТ не новый. Он уже ставил на рыбинской сцене целый ряд спектаклей, в том числе «Дикаря» Касона и «Яму» Куприна.
— Владимир Яковлевич, правда ли, что «Утиная охота» стала непростым выбором?
— Действительно, предварительно велись оживленные переговоры с администрацией РДТ. Произведение сложное. Но, полагаю, что поводов для беспокойства нет. Рыбинский театр не относится к числу чисто развлекательных учреждений. Здесь постоянно ставятся спектакли, требующие постпросмотрового размышления.
— Как идет работа с актерами?
— Мы далеко не однозначно восприняли материал этой пьесы. У нас были даже взаимоисключающие концепции. За долгие годы на театральных подмостках пьесу ставили не раз. Сейчас, когда с момента рождения пьесы прошло несколько десятилетий, она требует к себе несколько иного отношения, ее приходится осмыслить философски. К тексту подходишь не просто как к истории конкретного человека, а смотришь на нее с точки зрения вечных проблем, к которым обращались Гете, Шекспир, Чехов. При этом подчеркну: спектакль должен быть, как слоеный пирог, – с одной стороны, понятен неискушенному зрителю, с другой — открывать потайные глубины человеку сведущему.
— В свое время образ главного героя — Виктора Зилова — вызвал противоречивые отзывы. Его называли рыцарем «до лампочки», советским Гамлетом, мятущимся, но живущим по инерции, в плену условностей…
— Пьеса построена так, что главный герой делает, мягко выражаясь, неоднозначные поступки. И первый эмоциональный посыл после ее прочтения – да он негодяй! А вот его окружение, в том числе якобы лучший друг Саяпин, производит положительное впечатление. Но когда начинаешь изучать ситуацию, то понимаешь, что Зилов-то еще трепыхается и хочет начать жить заново, а вот его окружение — люди успокоенные. Внешне они нормальные, симпатичные, уравновешенные, и ничто человеческое им не чуждо, но от их спокойствия веет мертвечиной.
Связать воедино несколько сторон личности инженера Зилова: циничную, возвышенную, бытовую — задача нетривиальная. Она поставлена перед актером Сергеем Молодцовым. Сергей Шарагин предстанет в образе Саяпина. О таких, как его герой, людях он рассуждает философски:
— Они живут своими мелкими надеждами, материальными мечтами, путаются в своих чувствах. Они забыли, что такое истинность дружбы, преданность, любовь в ее настоящем проявлении. В гонке выживания, стремлении успеть везде и всюду подчас теряют свое человеческое лицо. В частности, для моего героя смыслом жизни становится перспектива получить квартиру, для кого-то все желания сводятся к продвижению по карьерной лестнице, власти. Они не монстры, они обычные, запутавшиеся в жизни люди.
На сей раз задача артистов, а вместе с тем и режиссера усложняется тем, что многие зрители знакомы с драмой Вампилова по фильму «Отпуск в сентябре» (режиссер Виталий Мельников), в котором главные роли исполняют звезды советского экрана первой величины: Олег Даль, Юрий Богатырев, Евгений Леонов, Наталья Гундарева. И, скорее всего, нашим артистам не удастся избежать сравнения.
От режиссера также потребуется напряжение творческих «мускулов». Поскольку сюжетная линия спектакля представляет собой цепь воспоминаний главного героя, Владимиру Коломаку пришлось поломать голову, как передать путешествия во времени посредством сценографии. Раскрывать всех секретов мы не станем, скажем только, что на сцене будет и та самая «чистая» вода, и загадочные ахроматические тона. И еще: если у драматурга в конце пьесы герой берет в руки ружье, а дальше наступает неизвестность, то в постановке Коломака ответ будет вполне конкретный. Какой? Премьера не за горами!