Накануне профессионального праздника работников жилищно-коммунального хозяйства мы решили провести один день со специалистами этой сферы — чтобы внимательнее присмотреться, чем они занимаются, как взаимодействуют с жителями домов и что думают о нас, потребителях своих услуг.
С этой целью мы отправились в ООО «Финансовый попечитель», компанию, которая управляет кооперативными домами Рыбинска. А точнее, в одно из ее подразделений «РЭКОН-плюс». Именно ее специалисты занимаются ремонтом и техническим обслуживанием домов.
— ЖСК расположены в разных районах города, поэтому мы создали два ремонтных участка, — пояснил нам Александр Чистяков, директор ООО «РЭКОН-плюс». – Один из них находится на Скомороховой горе, второй — на улице Суркова.
Здесь трудятся специалисты, которые обслуживают дома в районах Веретье и Переборы. И сюда мы пришли к 8.00, чтобы успеть к началу оперативки. Александр Чистяков распределяет задания на день. Заказов, сразу скажем, немного, видимо, люди уже занимаются подготовкой к женскому дню, и коммунальные проблемы отошли на второй план. Однако мастеру Тамаре Маркевич и слесарю-сантехнику Борису Ильичеву пока не до праздника и предстоит совершить визиты по четырем адресам. Получив наряд, сначала они отправляются в дом № 3 по ул. 9 Мая. Ночью по этому адресу уже выезжала аварийная служба: жители пожаловались на высокую влажность и клубы пара в подъездах. «Аварийка» перекрыла отопление, специалисты «РЭКОН-плюс», прибыв на место, выясняют, что на вводе образовался свищ. Вызвав сварщика, они меняют вентиль и спешат по следующему адресу.
По дороге Тамара Маркевич рассказывает:
— Дома, которые обслуживает компания, построены 40-50 лет назад, новостроек у нас нет, поэтому сети ветхие, часто что-нибудь выходит из строя. Но мы стараемся держать их в порядке, дома у нас ухоженные, чистые, в подвалах сухо.
Каждый слесарь обслуживает только свои дома и знает наверняка: если сегодня схалтуришь, то завтра придется лазать в грязи по затопленному подвалу. Поэтому аварийные ситуации они устраняют в тот же день и в любой подвал могут зайти не в резиновых сапогах, а в кроссовках и даже тапочках.
И действительно, через новенькую пристройку мы проходим в подвал дома 10 по улице 9 Мая и убеждаемся: здесь ни луж, ни грязевых потоков, сухо, тепло. Вдоль стен идут полипропиленовые трубы с новой запорной арматурой. Борис Евгеньевич показывает на большую трубу, исполосованную длинными царапинами. Это проделки кошек«террористок». На старый утеплитель труб они внимания не обращали, а новый пришелся по душе, и они регулярно наведываются в подвал, чтобы поточить об него когти. Работники компании говорят, что крысы в их подвалах не живут, но кошки иной раз доставляют неприятности. Недавно у одного дома здоровенный котяра покусал дворника, когда тот хотел выбросить на помойку его грязную миску. Но с кошками мастера и сантехники не борются, они понимают, как животные, даже бродячие, дороги жильцам.
Не обнаружив в подвале ни запахов, ни протечек, Борис Евгеньевич поколдовал над вентилями, что-то подтянул, и мы отправились обратно, на улицу. Проводив нас до выхода, слесарь вернулся, чтобы выключить свет. Иначе до следующего его визита лампочка может гореть несколько дней, даже недель, а расход электроэнергии ляжет на ОДН.
На улице встречаем жителя дома Станислава Михайловича Павлова и спрашиваем, доволен ли он работой управляющей компании. Вопреки ожидаемым «ничего не делают – только деньги собирают» он говорит, что претензий к управляющей компании не имеет, в доме отремонтировали подъезды, установили пластиковые стеклопакеты.
— Люди работают с душой, стараются, — говорит он.
А Татьяна Евгеньевна продолжает:
— Вот бы и люди с душой относились к нашей работе. А ведь что получается: не успели побелить потолки – их тут же подожгли спичками. Вызывают чистить канализацию – что мы только оттуда не достаем: и мочалки, и спортивные штаны, даже курицу. А знаете, как трудно пробить в трубах застывший плиточный клей или раствор цемента? Фасад дома №3 на улице 9 Мая только покрасили – какие-то вандалы тут же исписали стены. Сердце плачет, когда видишь такое! – возмущается мастер.
Впрочем, она тут же добавляет, что вообще-то члены ЖСК любят и берегут свои дома и с благодарностью относятся к работе специалистов ЖКХ.
После обеденного перерыва – время отправиться по индивидуальным заявкам. Хозяйка одной из квартир дома 13а по ул. 9 Мая уже ждет нас. У женщины проблема: сливной бачок перестал держать воду, а на трубе с холодной водой установлен счетчик, который без устали «мотает» кубометры. Хозяйка в панике подсчитывает перерасход. Еще в одной квартире тоже вышел из строя сливной бачок, но проблема другая – вода не поступает в емкость. Причина, вероятно, в засорившемся шланге. Буквально за несколько минут Борис Ильичев устраняет проблему, которая могла бы подпортить семье праздник. Кажется, мелочь, но без благ цивилизации мы уже как без рук.
Вернувшись на базу, мы поздравляем друг друга с наступающими праздниками и прощаемся. Казалось бы, все хорошо: специалисты отработали качественно, жильцы довольны. Но из головы не выходит еще одно откровение Тамары Маркевич:
— Я проработала в «коммуналке» 25 лет и уже вышла на пенсию, лет через десять Борис тоже выйдет на заслуженный отдых. Кто будет работать в компании? В профессиональных училищах специалистов ЖКХ не готовят, молодежь в управляющие компании не идет из-за низкой зарплаты. Слесарь-сантехник, например, получает 12 тысяч рублей, а дворник, который убирает территорию двух домов, — 8 тысяч. Коллектив у нас стабильный, текучки нет, но долго ли мы продержимся?
А мы? Долго ли мы продержимся без работников ЖКХ, специалистов «невидимого фронта»? Без тех, о ком мы вспоминаем, только когда чтото сломается или прорвется? Ведь от них зависит наше спокойствие, комфорт и уют нашего дома.