новости 2 апреля 2015 11:10

Нескучное сольфеджио

24 марта в музыкальной школе №7 состоялся фестиваль вокального музицирования «Гори, гори, моя звезда!».

девыtifТе, кто учился в музыкальной школе, редко восторженно отзываются о сольфеджио. Суховатая, говорят, наука, скучное корпение над нотной тетрадью, скрупулезное исписывание листов крючками нот. В музыкальной школе №7 всегда доказывают обратное, организовав фестиваль вокального музицирования «Гори, гори, моя звезда».
По словам Натальи Головановой, преподавателя теоретических дисциплин, вокальное музицирование – это часть дисциплины сольфеджио. Оно представляет собой не только сольфеджирование (пение по нотам), но и анализ произведения — понимание событий, происходящих в песне или романсе, знание о композиторе, о поэте и по необходимости о переводчике. Такие знания расширяют возможности исполнителя, поднимают на ступень выше, открывают другие горизонты. В результате такого подхода на фестивале звучит осознанное исполнение произведений.
Фестиваль – это возможность продемонстрировать родителям достижения его чада. Ребенок может учиться семь лет, но родители так и не узнают, что делается за дверями кабинета сольфеджио.
По узкой лестнице поднимаешься в шумный зал, полный нарядных детей и родителей. Взволнованные девочки в белых блузках, серьезные мальчики с папками, в последний раз повторяющие слова. Чувствуется торжественная и чуть напряженная атмосфера, при которой хочется расправить плечи, распрямить спину. Звучит праздничная «Музыка фейерверка» Генделя, знаменуя начало вечера.
Каждая группа по сольфеджио, учащихся 3 и 5-х классов исполняет два вокальных номера. Первый – классический романс, второй — песня военных лет. Организаторы фестиваля поясняют, участники – дети, которые учатся играть на музыкальных инструментах, их голос не поставлен академически, однако песни в их исполнении звучат стройно и очень проникновенно.
Перед тем как исполнить произведение, дети рассказывают о нем. Рассказ сопровождается зрительными образами – картинами, изображающими композиторов, поэтов, персонажей песни.
В результате номер представляет собой своеобразную презентацию, соединяет аудио-­ и видеовпечатления, помогает слушателю погрузиться в материал песни, отнестись к ней с повышенным вниманием.
Так, перед трогательной песней «Сурок» дети рассказали о печальной судьбе мальчиков­-бродяжек савояров, которые скитались с питомцем и тем добывали себе пропитание. Во время пения ученики передавали из рук в руки фигурку сурка, сами ненадолго превращаясь в поющего савояра. А для исполнения всем знакомой «Во поле береза стояла» девочки вышли на сцену с пирогами, кукушкой и венком, и прозвучала история о кумлении – обычае на Руси, при котором девушки «заламывали» березу, связывая ее ветви в косы.
Наталья Голованова поясняет, что название фестиваля «Гори, гори, моя звезда» символично. Звезда – это судьба каждого ученика, который учится в музыкальной школе №7 и дальше выбирает свой путь. В школе чувствуется связь поколений. Фестиваль – это не конкурс, хотя есть призы и жюри. Но он очень важен для занятых в нем юных музыкантов. Это награда за многотрудную, утомительную работу, без которой немыслима судьба любого исполнителя. Это праздник и испытание одновременно. Для детей так важно выступить на публике!
А для педагога важно зажечь искру творчества в каждом ученике, помочь, поддержать, вдохновить. Вместе пройти путь от неумения, неверия в себя к успеху и победе. Фестиваль – результат совместной с детьми работы, такое общее трудное счастье.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме