Кто такой «Вольный художник»? В коллективе, которым на протяжении вот уже 12 лет бессменно руководит Станислав Шейкин, на этот вопрос дают однозначный ответ — счастливый человек, который смог в череде будней найти время для поистине прекрасного увлечения — живописи. В стенах ДК «Вымпел» однажды собрались представители самых разных профессий и взяли в руки кисти. Кто-то имел опыт работы с красками и мольбертом, кто-то начинал с азов, но раскрыть свой творческий потенциал каждому из них помог человек, который сам всю жизнь умел не просто видеть красоту природы, но и отражать ее в своих произведениях.
Станиславу Шейкину недавно исполнилось 75 лет. Это удивительно приветливый и интеллигентный человек – разносторонняя личность и хороший хозяин. Помимо преподавания в клубе «Вольный художник», он вместе с супругой занимается бортничеством и потчует своих знакомых удивительно вкусным медом. По-видимому, между природой и художником любовь взаимная.
Сам он с ранних лет мечтал научиться рисовать. Поводов для стремления к прекрасному было множество. Сильное впечатление произвело посещение Третьяковской галереи: «Когда я подошел к картине Василия Сурикова «Боярыня Морозова, то, видимо, встал так, что рамки, обрамляющей полотно, не было видно. И тут произошло невероятное — я словно оказался внутри этого произведения. И поразился – как же можно красками написать снег, который выглядит словно настоящий, и ты даже слышишь его хруст. Вспоминая впоследствии тот эпизод, я всегда стремился изображать материальность природы, вещей и явлений, стараться, чтобы они выглядели словно взаправду».
Желание овладеть магической силой реалистической живописи было настолько велико, что, хоть серьезного профессионального образования мастер не получил (работал на промышленных предприятиях), тайны изобразительного искусства он постигал самостоятельно на протяжении всей жизни. Изучал специализированную литературу, оттачивал теоретические знания на практике – он до сих пор хранит все свои тетради с конспектами.
«Помню, дело было уже после армии, — продолжает художник. — Как-то говорю жене Нине: как же хочется вновь порисовать, а она в ответ: а что для этого нужно? Краски у меня остались с прежних времен, а вот холста не было. Тогда она подала мне чистую дочкину пеленку, на которой я нарисовал копию картины Шишкина «Туманное утро». Семье мой первый взрослый художественный опыт очень понравился, и, окрыленный их поддержкой, я стал рисовать больше. Как только появлялось свободное время, сразу отправлялся на этюды. И сейчас стараюсь своих единомышленников учить рисовать с натуры, передавать атмосферу, глубину, воздух! Иначе получится лубок, который не захочется рассматривать, отмечая для себя игру света и тени и других нюансов, которые заставляют картину жить».
Сейчас в клубе «Вольный художник» занимаются пятнадцать человек. Массовыми такие уроки не могут быть по определению. «В ходе занятия к каждому надо подойти, поговорить, ведь порой приходится объяснять все досконально – начиная с классических азов живописи: композиции, рисунка карандашом, законов перспективы», — поясняет Станислав Иванович. Чувствуется, что он привык находить к каждому своему ученику индивидуальный подход. Не один рыбинский художник в свое время прошел его школу. К примеру, среди них и Любовь Зубова, работы которой недавно были выставлены в музее-заповеднике.
«Я чувствую, что у моих учеников есть большое желание научиться рисовать, и в этом людям ни в коем случае нельзя отказывать, — рассказывает о своей преподавательской работе мастер. — Помню, одна из учениц пришла в клуб, когда мы еще располагались в Центре народного творчества. Тогда я вел две группы, которые на тот момент были полностью укомплектованы. Когда я ей сказал, что у нас даже сидеть негде, то на другой день она пришла снова, да не с пустыми руками, а со своим… стулом. После этого стало понятно, что человек настроен серьезно. Ну как можно сопротивляться такому сильному стремлению?».
Сейчас участники клуба – это не просто ученики, но и друзья, которые зачастую вместе проводят выходные, ездят по живописным уголкам России, набираясь новых эмоций и впечатлений.
«Важно то, что люди сами могут видеть, как растет их мастерство. Поэтому я всегда говорю: никогда не выбрасывайте свои первые наброски, этюды, потому что необходимо проследить свой творческий путь. И порой они сами признаются, что спустя год-полтора на многие вещи, в том числе и на природу, смотрят по-другому: не как созерцатели, а как творцы. Когда человек умеет подмечать поэзию жизни, сразу перенося увиденное на воображаемый, а затем и реальный холст, – это прекрасно», — говорит Станислав Иванович.
Мастеру никому и никогда не приходилось говорить: извините, у вас нет способностей. Он уверен: научить рисовать можно любого, хотя при этом по-настоящему талантливый художник – это штучный товар. Каждый, кто берет в руки кисти, должен иметь свое мнение – прислушиваться к критике, но вместе с тем искать свой путь. Сам Станислав Шейкин всегда готов учиться у своих учеников и видит в том залог успешного продолжения жизни в творчестве.
Удивительно приветливый человек. Понимающий,мягкий, без капли снобизма и с верным пониманием сути творчества.