Светлана Проскурина, пожалуй, самый верный друг киноклуба «Современник». 18 апреля она покажет в ОКЦ новый фильм «До свидания, мама».
Мы подружились лет десять назад. А могли бы и раньше, на рубеже 90х, когда она сняла у нас свой самый звёздный фильм «Случайный вальс». Тогда он почемуто выпал из нашего поля зрения. Потом, познакомившись с режиссёром и её картиной – лучше поздно, чем никогда, мы сразу полюбили Светлану Николаевну как человека и художника. И, кажется, взаимно, судя по её словам о нашем городе:
– Рыбинск – абсолютно чтото особенное, какоето открытие для меня. Он оставил определенный след в моей жизни. Этот город обладает мощной внутренней культурой. Я помню каждый съёмочный день. Картина снималась на протяжении трёх месяцев. Были и трудности, но они успешно преодолевались. За границей картину воспринимали своеобразно. Там говорили: «Боже мой, какая красота! Как по цвету всё подобрано! Что за крыши такие? Что это за женщина? Сколько сердца в ней! Что это за люди!» Главное, все обожали эту женщину, кричащую во дворе. Она работала поваром в детском саду. И всё время приносила нам еду. В Локарно стоя аплодировали сцене, когда она выходит орать во двор…
С тех пор, с середины «нулевых», Светлана Проскурина регулярно приезжает в Рыбинск с каждым новым фильмом. Помимо того, участвует во множестве международных кинофестивалей, начиная с Локарно (Швейцария) и Марселя, где получила соответственно «Золотого леопарда» и «Чёрную пантеру» за тот самый «Случайный вальс». Следующая её работа «Отражение в зеркале» представляла Россию в программе каннского «Двухнедельника режиссёров», а «Удалённый доступ» (2004) номинировали в конкурсе венецианского «Биенале». Затем прошла авторская ретроспектива С. Проскуриной в Роттердаме.
А пять лет назад она показала нам «Перемирие», только что завоевавшее главный приз «Кинотавра».
И вот теперь «До свидания, мама» – это уже из программы «Кинотавра2014». В лучших традициях артхауса Проскурина идёт наперекор классической традиции. Вступая в союз с самыми авангардными драматургами, будь то Иван Вырыпаев («Лучшее время жизни») или Василий Сигарев, который на сей раз написал сценарий по своей пьесе, поставленной в МХТ. Смена привычных акцентов выражена слоганом: «Каждая счастливая семья несчастна посвоему» – парафразперевёртыш известной толстовской мысли. Разгул мелодраматических страстей усмирён бесстрастной камерой эстонца Рейна Котова, равно как и сдвигом любовного треугольника. Если Алексея, мужаревнивца, играет смиренный литовец Даумантас Цюнис, то героевлюбовников – Анну и второго Алексея – острохарактерные актёры с негативным имиджем Александра Ребенок и Алексей Вертков, а первоклассница Яна Терешина вообще превратилась… в Серёжу.
Жюри фестиваля наградило фильм призом имени
М. Таривердиева за лучшую музыку, хотя собственного композитора у фильма нет: сочинения американорумынскоеврейского музыканта Александра Баланеску оказались тут более чем уместны. Очевидно, общечеловеческое звучание «мысли семейной», отталкиваясь от русской классики, предопределило формирование интернациональной команды. Включённое в десятку лучших фильмов года новое творение Светланы Проскуриной вызвало неоднозначную реакцию. Но рыбинцам везёт: адекватно прочесть картину нам поможет автор.
Борис Крейн