новости 30 апреля 2015

Гидроэнергетика. Неочевидные связи

Мы включаем свет, открываем водопроводный кран, чувствуем тепло батарей отопления. Мы ходим по сухой Волжской набережной и с удивлением рассматриваем старые фото, где вода заливала Рыбинск так, что по нему плавали на лодках. Еще мы уверены, что по Волге пойдут пароходы, а на рынках появится в продаже рыба из Рыбинского водохранилища.

DSC_0630Впрочем, уверенность эта живет в нас на уровне подсознания. Чаще всего мы даже не думаем о пароходах и рыбе, водопроводной воде и электрическом свете. Мы просто привыкли пользоваться всеми благами современного устройства жизни. Более того, очевидная связь рыбы и электричества, сухих тротуаров и плывущих по Волге трехпалубников для нас отсутствует. Тем временем связь эта существует. Вода. И те, кто ее превращают в нашу пользу.

Гидроэнергетика – как айсберг. Ее видимая вершина – электроэнергия. Все остальное скрыто от взгляда, не вооруженного специальными знаниями. В чем, помимо обеспечения человечества электроэнергией, заключается роль ГЭС и водохранилищ, которые построены на Волге?

— Борьба с засухой и наводнениями, сбережение рыбных запасов, поддержание экологических стандартов воды, обеспечение судоходства, — перечисляет директор филиала ОАО «РусГидро» — «Каскад Верхневолжских ГЭС» Андрей Дережков. – Мы — инструмент в руках государства, мы выравниваем ситуацию, сглаживаем неравномерность водного стока, в засуху поднимаем уровень воды, в наводнение снижаем. Нет сбоев в навигации, не нанесен ущерб рыбным запасам, не остались без воды населенные пункты, значит, все ведомства, включая гидроэнергетиков, сработали хорошо.

 Большая и малая вода

Многие даже не замечают весеннего паводка – большая вода или малая. Между тем каждый год вода поднимается на разный уровень в зависимости от количества осадков.

— Россия вступила в период маловодья, — говорит Андрей Дережков. – Но, сравнивая с периодом высокой воды, задач у нас меньше не становится.

— На днях СМИ публиковали информацию об опасности маловодья для населенных пунктов Рыбинского района. Они действительно могут остаться без воды?

— Успокою общественность: ничто не угрожает ни Шашково с Песочным, ни другим волжским поселкам и городам. Уровень воды в нижнем бьефе Рыбинской ГЭС стабилизировался, сегодня он регулируется Нижегородским гидроузлом.

— А причем тут Нижний Новгород? Как он относится к Рыбинску?

DSC_5952— Нижний бьеф Рыбинской ГЭС – это уже Горьковское водохранилище, и наполняется оно в том числе и реками, впадающими в Волгу ниже Рыбинска. А поскольку снегозапасы на площади водосбора этих рек были близки к средним, и Нижегородская ГЭС работала в половодье также в режиме экономии воды, то отметка выросла до нормативной.

— А чья вообще забота – бесперебойная работа водозаборов? Традиционно считается, что гидроэнергетики занимаются электроэнергией, а не уровнем воды.

— В целом проблемами воды занимается Федеральное агентство водных ресурсов (ФАВР). Через межведомственную оперативную группу оно управляет уровнями, обеспечивающими и судоходство, и водообеспечение. В составе межведомственной группы — представители администраций регионов и муниципальных образований, Росморреч-флота, Росгидромета, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, МЧС и мы, гидроэнергетики. Наша роль в управлении гидрологическими режимами – это безусловное выполнение команд межведомственной оперативной группы. Именно гидроузлы могут регулировать количество воды, которое проходит через эти сооружения, что и определяет отметки в верхних и нижних бьефах. Каскад гидросооружений позволяет поддерживать уровень воды вдоль всей Волги последовательно от водохранилища к водохранилищу.

— Какой уровень считается стандартом?

— Минимальная отметка для работы водозаборов в нижнем бьефе для нас – 83 м. Сейчас она составляет 83,2 м, и население может не беспокоиться, рисков для потребителей воды нет. Для судоходства минимальный стандарт выше — 83,6 м. ФАВР ставит перед нами задачу накопить воду и обеспечить нормальный ход навигации.

— Как это технически происходит?

— Мы накапливаем воду в Рыбинском водохранилище. Рыбинская ГЭС по указанию ФАВР не работает уже больше недели. Мы не вырабатываем электроэнергию, а копим воду для дальнейшего использования в период навигации. Начнем работать – уровень воды в нижнем бьефе повысится.

 Экологии на пользу

— Но, если у вас простой, вы, очевидно, несете убытки?

— Государственная задача, которую выполняет РусГидро, — это не только обеспечение экономики электроэнергией. Бесперебойное судоходство, безопасная работа водозаборов, периоды нереста рыб, экология – все это, как мы уже говорили, ФАВР обеспечивает с помощью гидросооружений.

— Экология? А как же претензии к ГЭС и водохранилищу в том, что окружающей среде наносится ущерб?

— Да, распространено такое мнение, могу с ним поспорить. Научные исследования доказывают, что если бы не каскад водохранилищ, вода в Волге уже давно могла стать непригодной для жизнеобеспечения. Да, она течет до устья гораздо дольше, чем до строительства каскада. Но с учетом того, что выпуски бытовых и промышленных отходов идут в Волгу, без водохранилищ уже не обойтись. Они работают как фильтры, отстаивая воду и аккумулируя в верхних слоях полезную ее часть.

— А что с бесполезным осадком? Может он стать однажды экологически опасным?

— Мониторингом качества воды занимаются многие организации и мы в том числе. Уверяю, качество воды соответствует стандартам не только на настоящий момент, но и в прогнозах.

— Однако же рыбаки говорят о том, что рыбы в Рыбинском водохранилище стало меньше и что это результат ухудшения экологической обстановки.

— Причин, по которым рыбы стало меньше, довольно много. Ученые уверяют, что самый мощный удар по рыбным запасам наносит браконьерство. А водохранилища могут изменить места обитания рыб, создать новые условия для их размножения. Именно регулирование уровня воды с помощью гидросооружений обеспечивает условия для нереста рыбы.

— Мы с вами говорим о чем угодно, кроме электроэнергии. Тем временем ее выработка – ваша основная задача.

— У нас, как я уже говорил, много задач. И далеко не всегда выработка электроэнергии стоит на первом месте. Например, сейчас для нас главное – это нерест и предстоящая навигация. Две недели назад стояла задача обеспечить безопасность водозаборов – она выполнена. В зимний период, когда растет потребление электроэнергии, мы будем заниматься ее производством.

— Ну и последний вопрос. Ученые говорят, что прогнозировать уровень воды невозможно даже на месяц вперед. А вы уверены в том, что нынешний паводок пройдет успешно.

— Это опыт. И слаженная работа всех структур, входящих в состав межведомственной комиссии. Мы научились не прогнозировать, а экономить, накапливать и планомерно расходовать воду. И еще вовремя реагировать на изменения природных условий. Малая или большая вода – люди умеют контролировать этот ресурс и использовать его рационально.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме