новости 8 мая 2015 13:03

Наши войска были элитными

Рыбинец Николай Алексеевич Волков воевал на Втором Белорусском фронте. С боями старший разведчик минометной батареи прошел от Брянска до Восточной Пруссии и Польши. За героизм, проявленный в боях, он был награжден двумя орденами и боевыми медалями. 19 мая Николаю Алексеевичу исполнится 90 лет.

DSC_2375Николай Волков родился в 1925 году в деревне Липняги Веретейского сельсовета Мологского района. Кроме него, в семье было еще трое детей — два брата и сестра. Жили бедно, родители работали в колхозе. Когда Липняги стали переселять из затопляемой зоны, отец решил не перевозить старый дом, потому что он был построен из тонких бревен. Волковы взяли ссуду и купили дом в деревне Соколово рядом с Некоузом.

Перед самым началом войны родители Николая умерли – сначала мать, а потом и отец. Мальчику, успевшему окончить к тому времени пять классов, пришлось идти работать. Он участвовал в лесозаготовках, летом работал в колхозе, зимой учился на тракториста.

Когда началась война, Николаю было 16 лет. 22 января 1942 года его, семнадцатилетнего, призвали в армию и отправили учиться на минометчика в Киров.

В январе 1943-го ефрейтор Волков уже воевал на 2-м Белорусском, сначала — наводчиком минометного орудия, а с октября – старшим разведчиком зенитной артиллерийской дивизии.

Артиллерийские разведчики не ходили через линию фронта, не брали языков. Их задачей было координировать огонь орудий:

— Дали, к примеру, тревогу: воздух! Я на батарее, из окопа определяю координаты самолета, передаю их командиру батареи, и он командует: огонь! Мы смотрим, куда попал первый снаряд, и говорим, как изменить направление следующего.

Зенитки проводили артподготовку, при наступлении поддерживали танковые колонны, сбивали самолеты, охраняли переправы и мосты.

документ— Полк наш славился, — по сей день гордится Николай Волков. – Мы были оснащены новыми пушками – 37-мм, 60-мм и 120-мм зенитными установками, такими, как сейчас стоит у Обелиска на Волжской набережной. Перевозили их ленд-лизовские «Студдебеккеры» и «Доджи» «три четверти». Трехостный грузовик с лебедкой мог вытащить миномет из любого белорусского болота. Служили у нас только самые смелые и самые молодые, старше 1925 года рождения были только командиры. И называли нас «голубая дивизия».

С боями он прошел брянские леса, участвовал в освобождении Белоруссии – взятии Гомеля, Бобруйска и Минска.

— Под Минском немцев замкнули в котел, такой же, — объясняет Николай Алексеевич, — как сейчас в Дебальцево, но гораздо больше и очень хорошо укрепленный. Прорывали мы оборону частями, в течение года гонялись с места на место, туда, где укрепления были слабже.

Сражения за Польшу были еще ожесточеннее, потому что фашисты успели надежно укрепить территорию этого государства. Народу там погибло очень много. Николая Волкова в Польше контузило: снаряд попал в батарею, разворотил бревна укрепления, его оглушило, концом бревна выбило зубы, сломало нос. Но в санчасть боец не поехал, решил, что все само заживет.

ВолковПри взятии Варшавы советские солдаты разбили большую группировку немцев, а когда освободили Люблин, увидели на окраине города несколько аккуратных строений, обнесенных забором из колючей проволоки. Вместе с другими бойцами Николай Волков зашел в один из бараков. Из коридора они свернули в какое-то помещение, сверху донизу уставленное стеллажами, на которых аккуратными стопками лежала чья-то одежда. На каждой стопке – записка с именем, фамилией и адресом. Дальше солдат не пустили, велели уйти. А позже он прочитал, что под Люблином Красная Армия освободила немецкий концлагерь Майданек.

Созданный в 1941-м, поначалу лагерь предназначался для советских солдат, но потом в него стали свозить других узников, в том числе и детей, у которых брали кровь для раненых немецких солдат и использовали для проведения медицинских экспериментов. «Фабрика смерти» была оснащена по последнему слову техники – с газовыми камерами и огромным крематорием, рассчитанным на полторы тысячи человек в сутки.

В мае 1945 года часть, в которой служил Николай Волков, заняла позицию под Штеттином на Одере. Бойцы охраняли мост, соединявший берега реки. Однажды, солнечным утром, часов в 10 утра, молодой боец увидел в небе летящий юнкерс, на крыльях которого громоздился советский «Як-9». Николай Алексеевич не поверил своим глазам, но все же сообщил командованию, и самолет решили сбить. Когда бомбардировщик уничтожили, оказалось, что на своих крыльях он нес ракету, замаскированную под наш истребитель. Хитроумная выдумка фашистскому пилоту не помогла – его самолет сбили первым же снарядом.

И еще один военный эпизод, который навсегда останется в памяти Николая Алексеевича. Это было в ночь с 8 на 9 мая 1945 года, примерно в четыре часа утра командиру позвонили из штаба фронта и сообщили: Германия капитулировала, война закончилась. Каким-то неимоверным способом весть разнеслась по части, проснулись все, в воздух полетели снаряды из пушек, застрочили автоматные очереди.

фото— Никогда больше я такого салюта не видел, — говорит старый солдат.

За отличия в боевых действиях Николай Алексеевич Волков награжден орденом Великой Отечественной войны II степени, орденом Славы, двумя медалями «За отвагу», медалями «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией», медалью Жукова.

После окончания войны он больше трех лет служил в армии. Командование уговаривало остаться на сверхсрочной, но он решил вернуться домой. Демобилизовавшись в феврале 1948 года, Николай Волков приехал на родину. Колхозное начальство предложило ему занять должность бригадира. Но он устроился в организацию «Дормостстрой», которая ремонтировала и строила дороги и мосты. Женился на землячке, прекрасной девушке Тамаре. Потом молодая семья переехала в Рыбинск, и Николай Алексеевич устроился в железнодорожное депо. 45 лет он проработал на товарной станции составителем поездов.

Вместе с Тамарой Николаевной они воспитали сына Сергея и дочь Галину. Дети подарили им двоих внуков и двух внучек. А сейчас чета ветеранов уже радуется появлению нового поколения — правнукам.

19 мая вся большая семья Волковых соберется в доме Николая Алексеевича и Тамары Николаевны, чтобы поздравить отца, деда и прадеда с 90-летием, в очередной раз послушать его военные воспоминания и полюбоваться наградами, которыми они так гордятся. Редакция газеты и читатели «Рыбинских известий» присоединяются к их поздравлениям и самым лучшим пожеланиям. Долгих-долгих лет вам, Николай Алексеевич!

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Леонид 13:03 | 9 февраля 2017

Замечательная статья! Интересно было бы пообщаться с семьёй Николая Алексеевича! в Липнягах и у меня была родня по линии Волковых! Ветка Ильи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме