Как перейти на прямые расчеты с МУП «Теплоэнерго» и «Водоканал», старшим по домам и председателям КТОС рассказали 4 июня на собрании, организованном департаментом ЖКХ, транспорта и связи. Активистам выдали образцы протоколов общедомовых собраний и пошаговые инструкции. Зачем это нужно нам, жителям, выяснял наш корреспондент.
Вопрос о переходе на прямые расчеты для Рыбинска назрел давно. На сегодняшний день долги управляющих компаний за коммунальные услуги превысили трехмесячные начисления. По словам Алексея Захарова, генерального директора МУП «Водоканал», долг за водоснабжение, например, ОАО «Управляющей компании» на сегодня составляет 43 миллиона рублей, задолженность более пяти месяцев при ежемесячном начислении 8,5 миллиона рублей. У компании «Норд-Строй» задолженность более полугода, сумма долга четыре миллиона рублей, но это при ежемесячных начислениях за водоснабжение и водоотведение порядка 700 тысяч рублей.
Объясняя ситуацию с долгами, управляющие компании обычно ссылаются на долги населения. Однако Леонид Иванов, генеральный директор МУП «Теплоэнерго», опровергает этот довод: с платежами собственников, выбравших прямые расчёты, задержки платежей практически нет. Возглавляемое им предприятие начало переходить на прямые расчеты с собственниками в 2012 году. В настоящее время договоры с поставщиком тепловой энергии заключили жители 564 домов. С января по апрель этого года уровень их платежей составлял 90%, в то время как у управляющих компаний собираемость обычно не превышает 75-80%. Но есть и более низкие показатели: ОАО «Управляющая компания» за пять месяцев 2015 года выплатила МУП «Теплоэнерго» 76% от начисленного, ООО «ЖКУ» — 70%.
Такая ситуация оборачивается огромной головной болью для ресурсников, которые не могут в полном объеме рассчитаться с поставщиками газа, электрической и тепловой энергии.
— Это может привести к завинчиванию «Межрегионгазом» вентилей и прекращением летом горячего водоснабжения, как это было в Ярославле в прошлом году, — предупредил Леонид Иванов.
Для того чтобы избежать возможных санкций, средства приходится отвлекать с другой расходной статьи – ремонт и содержание оборудования предприятия, чего делать в ситуации подготовки к следующему отопительному сезону крайне рискованно. Износ оборудования и сетей на обоих коммунальных предприятиях колеблется от 60% до 80%. Алексей Захаров рассказал, что недавно в районе улицы Пушкина произошла авария. Вскрыв трассу, работники обнаружили прохудившийся деревянный(!) коллектор. Всем памятна и другая авария – на пр. Ленина, когда из-за ограничения работы транспорта большие неудобства пришлось терпеть половине жителей города.
— Отвлекать средства с ремонта нельзя, — заявили руководители предприятий, — иначе вышедшие из строя сети и оборудование также повлекут отключения.
Что же делать? По мнению Алексея Рябченкова, неплатежи – это не только общегородская, а общероссийская проблема, решать которую необходимо всем вместе. В связи с этим Жилищный кодекс предусматривает для собственников возможность перейти на прямые расчеты с производителями коммунальных услуг и платить за тепло и воду, минуя управляющие компании — прямо на счета предприятий – так же, как платим за газ и электроэнергию. Управляющие компании при этом по-прежнему будут обслуживать внутренние инженерные системы домов и отвечать за качество коммунальных услуг отопления, горячего и холодного водоснабжения и водоотведения.
Для нас, рядовых потребителей, есть свой резон в переходе на прямые расчеты. Алексей Рябченков, директор департамента ЖКХ, пояснил: внесение платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям позволит сделать плату за потребленный ресурс прозрачной и обоснованной. Время от времени из-за аварий на трассах в домах отключают воду или тепло. За недопоставленную услугу коммунальщики делают управляющим компаниям перерасчет, но механизм перерасчета и возврата денег населения от управляющих компаний не всегда понятен и прозрачен. Перейдя на прямые расчеты, жители смогут быстрее и с меньшими проблемами возвращать свои деньги по перерасчетам.
Каков механизм перехода на прямые расчеты? Для этого собственникам нужно провести общее собрание, принять соответствующее решение и установить дату перехода. Протоколы собраний можно направить в управляющую компанию, которая обязана в течение пяти рабочих дней уведомить о принятом собственниками решении ресурсоснабжающие организации. Также документы можно отнести в отдел реформирования ЖКХ в департаменте ЖКХ администрации города (тел. 28-29-34). Здесь же старшие по домам и председатели общедомовых советов, которые не были на собрании в администрации, могут получить образцы протоколов и памятки «Как правильно перейти на прямые расчеты».
Куда «уходит» ресурс?
В ходе встречи у активистов территориального самоуправления было много и других вопросов к руководителям коммунальных предприятий. Например, жителей Скомороховой горы интересовало, почему МУП «Теплоэнерго» препятствует переходу на оплату тепла по приборам учета, хотя во многих домах установлены счетчики.
Леонид Иванов пояснил: препятствуют не теплоэнергетики, а управляющие компании:
— Если дом потребляет тепла меньше, чем оплачивает по нормам, у кого остается разница? — спросил он.
«Теплоэнерго» не только производит тепло, но и закупает ресурс у других предприятий, чтобы поставить его населению. При этом в городе есть районы, где по сегодняшней отчетности, тепла производится намного больше, чем расходуют жители подключенных к котельной домов. К примеру, на всех восьми магистральных выходах с НПО «Сатурн» установлены приборы учета, а в жилых домах общедомовых приборов нет или они установлены, но не введены в эксплуатацию. Благодаря этому, сколько ресурса вышло от производителя, известно, а сколько вошло в дома, – нет. Возможно, эта энергия была потеряна при транспортировке, но не исключено — что «ушла» в неизвестном направлении. Только с помощью приборов учета можно четко понять, сколько мы потребляем тепла и, соответственно, сколько должны за него платить. Поэтому в настоящее время в МУП «Теплоэнерго» разрабатывается программа оборудования домов ОПУ, формируется список из почти 500 домов, где счетчики будут установлены предприятием в течение пяти лет в соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении». Чтобы сократить сроки и стоимость поверки приборов учета (сейчас для этого счетчики нужно везти в Санкт-Петербург), «Теплоэнерго» планирует оказывать эту услугу самостоятельно. Тем более в городе уже есть случаи, когда увезенный управляющей компанией прибор учета не может вернуться к жителям уже полгода.
Не придется ли в случае перехода на прямые договоры платить больше из-за банковских комиссий? Леонид Иванов посоветовал за тепло и горячую воду платить на почте, где комиссию вообще не возьмут, поскольку у «Теплоэнерго» с ней заключен договор.
Отвечая на вопросы по плате за электроэнергию, потраченную на ОДН, Алексей Рябченков пояснил: в департаменте ЖКХ создана специальная комиссия, в которую вошли представители «Горэлектросети», ЯСК и управляющих компаний. Направлять жалобы нужно в жилищный отдел департамента ЖКХ.