О том, что среди беженцев с Украины, поселившихся в Рыбинском доме-интернате для престарелых и инвалидов, есть настоящий герой, участница Великой Отечественной войны, зенитчица Ольга Александровна Смолкина, нам рассказал председатель попечительского совета дома ветеранов, председатель общественной организации «Союз-Чернобыль» Александр Мышкарев. Встретившись с 93-летней женщиной, он был поражен ее жизнелюбием и стойкостью.
Ольга Александровна Смолкина (в девичестве Сорокина) родилась 15 апреля 1924 года в селе Ширинье Курбского района Ярославской области. Кроме нее, в крестьянской семье было еще трое детей: две сестры и брат Василий. В первые дни войны Василий Александрович Сорокин ушел на фронт и пропал без вести в лесах Белоруссии. Позже семья предпринимала усилия, чтобы узнать подробности его гибели, хотя бы установить место захоронения, но безрезультатно.
Сама Ольга Александровна с июня 41-го вместе с подружками тоже зачастила в райцентр, в старинное село Курбу, где находился райвоенкомат. Сначала на фронт несовершеннолетних не брали, но в июне 1943 года она получила повестку. Вместе с подругой Олю призвали в армию и отправили учиться на зенитчицу в Ярославль. Одновременно с учебой курсанты зенитной школы охраняли нефтеперерабатывающий завод, который в годы войны подвергался активным бомбежкам. Ольга Александровна была наводчицей. Ее задачей было так скоординировать направление и время выстрела орудия, чтобы траектория заряда совпала с траекторией полета немецкого бомбардировщика, и в какой-то момент они пересеклись.
В 1944 году, когда Ярославль перестали бомбить, часть, в которой служила зенитчица Сорокина, отправили на запад. Бойцы проехали через недавно освобожденную Белоруссию, а сразу же по прибытии на фронт зенитная батарея попала под сокрушительный артобстрел. От фашистского снаряда погибла подруга, вместе с которой Ольга уходила из родного села на фронт.
Ольга Александровна воевала на 1-м Белорусском и 3-м Украинском фронтах. Принимала участие в ожесточенных сражениях за Польшу, в форсировании Одера. Во время этой операции зенитчицам пришлось переправляться через реку по мелководью вброд, и ей вспоминается, что от воды шел страшный запах.
Войну она закончила в нескольких километрах от Берлина. О том, как это было, Ольга Александровна прекрасно помнит и сейчас:
— Мы услышали на улице стрельбу, выбежали, спрашиваем, что случилось. Нам говорят: Победа! И тоже стали палить в воздух.
В самом логове зверя ей побывать не удалось – старшие по званию ездили в Берлин, а рядовых зенитчиц увидеть рейхстаг не пустили. Но в маленьком немецком городке, где стояла часть, советские солдаты устроили импровизированный парад Победы.
За участие в Великой Отечественной войне Ольга Александровна Смолкина награждена боевыми медалями «За мужество», «За взятие Берлина», орденом Великой Отечественной войны II степени, многочисленными юбилейными наградами.
Демобилизовавшись в 1945 году, она вернулась в родное село и устроилась работать в школу преподавателем военного дела. Потом закончила курсы продавцов и переехала в Ярославль, где познакомилась с будущим мужем. Вскоре после женитьбы молодая семья поселилась в Луганске – там жила сестра Анна, которая после войны поступила в Луганский педагогический институт, вышла замуж, да так и осталась на Украине.
Семью Смолкиных тоже вскоре ожидало пополнение – у супругов появилась дочь Зоя.
В последние годы Ольга Александровна почти ослепла, ей требовался уход, и она жила с семьей внучки. Когда над Луганском начали летать самолеты, она сказала родным: « Идите за билетами в Ярославль».
Дорогу она перенесла трудно, уже в России сломала бедро. Вместе с другими 35 беженцами с Украины и с дочерью Зоей она живет в Рыбинском доме-интернате для престарелых и инвалидов. Несмотря на возраст и плохое зрение, перенесенные невзгоды, она сохранила боевой дух и независимый характер. На вопрос, страшно ли было во время бомбежек и артобстрелов, задиристо отвечает:
— Когда бояться-то? Стрелять надо!