Импровизирующий во всем творец, живая страстная натура, художница, сумевшая покорить непредсказуемые плавные линии батика. Это все про Анну Бадалян. Ее волшебные картины дышат теплом и дают пространство воображению.
Рисуя Рыбинск, она наполнила наш северный город своим ярким солнечным светом. Анна рассказывает, почему пришла к технике батик, как сделать картину на шелке, и как важно развивать в себе творческое начало.
Почему именно техника батик?
Она рисовала всегда. Первые сознательные воспоминания детства – трехлетняя девочка устраивает выставку своих рисунков на прищепках. На уроках Аня переворачивала тетрадку и там на последней странице рисовала.
«Я люблю водорастворимые краски – акварели, очень нравится процесс, и итог всегда неожиданный. Тему знаю – допустим, ветка цветочная. А какой она будет – не известно. На мокрой ткани это особенно интересно, там по-другому краски растекаются. Если в один угол капнуть одним цветом, в другой – другим, это все само смешивается, живет своей жизнью.
Часто батик – это декоративный, условный рисунок, набор локальных цветовых пятен, в нем мало конкретики, детализации. У меня получается немного другой батик, я беру материалы, которыми он оперирует, и делаю то, что хочу. А по сути, у меня получается живопись.
Интересно все время пробовать что-то новое, я уверена – нельзя стоять на месте, нужно постоянно двигаться, расти. Постоянно открываю новые возможности батика, вижу, как меняется мой почерк.
К примеру, мои работы до рыбинской серии и после нее очень отличаются. До «Рыбинска» это было менее графично, более плавно. Рыбинская серия более живописна, предметна. А работа над картиной «Паутина» (портрет Зинаиды Позитивной) открыла, что можно сделать портрет на шелке. Это было так неожиданно!» — говорит моя собеседница.
Про рыбинскую серию
Рыбинская серия картин художницы родилась благодаря настойчивости Александра Григорьева – председателя рыбинского отделения Союза художников России. Он настаивал именно на ряде картин, объединенных темой города.
«У меня было внутреннее сопротивление, как так — на ткани и прямые линии рисовать? Она же еще и прогибается! Этот момент меня останавливал. Потом мне надоело думать на эту тему, я взяла и сделала. Тут я поняла, что если хочется что-то создать, не нужно думать, как это сделать, останавливать себя. Нужно просто брать и пробовать.
Мое отношение к городу поменялось после этих картин. Я родом из Еревана, мне тут физически холодно. И пока бродила с фотоаппаратом по городу, выбирала закоулочки, чтобы потом рисовать, я очень сблизилась с Рыбинском. Отводила утром ребенка в сад и ходила гулять по городу.
Был сентябрь, тихая солнечная погода. Находила замечательные виды! Интересная особенность батика – результат часто непредсказуемый, неожиданный. Например, рисунок дворика, где сушится белье, этот дом в реальности нежно-воздушно-розовый, несколько слоев обсыпавшейся разноцветной штукатурки – настолько вкусно!
Очень жаль, что у меня он получился другой. Рыбинская серия на этом не закончена, просто в какой-то момент я устала рисовать город. В планах теперь зимний Рыбинск», — рассказывает Анна.
Про процесс производства
Секретами своего искусства Анна делится с удовольствием:
«Рисуем эскиз. Подкладываем его под ткань (лучше брать натуральную, на синтетике получаются некрасивые пятна), натянутую на подрамник. Обводим специальным резервирующим составом, который продается в магазинах. Он имеет сильный неприятный запах, обязательно наносим его в проветриваемом помещении. Это будет контур рисунка. Потом начинаем заливать краской. Если обработать специальным грунтом ткань, то краска будет меньше растекаться. Можно изобразить вполне реалистичные пейзажи».
Про обратную связь со зрителем
«Очень радуюсь, когда мои работы находят отзыв у людей, цепляют. Без этой обратной связи у меня не было бы такого отношения к своему труду. Когда люди приходят именно к тебе, это говорит об отношении художника к своему делу, о том, что любовь, которую ты вкладываешь в картины, откликается в их сердцах.
Иногда я тихо стою рядом со своими картинами и слушаю мнения жителей по поводу – а что же хотел сказать художник? На самом деле в моей живописи нет явного посыла, есть мое настроение, мое отношение к чему-то», — говорит Анна.
Про самовыражение
«Мне кажется, каждый может выразить себя в творчестве. Мы все находимся в каких-то рамках, которые сами себе создаем. И они тормозят. Страх несоответствия очень мешает. Если ты не можешь рисовать на уровне человека с академическим образованием, не значит, что ты должен бросить. Достаточно осознавать свои пробелы и стремиться их заполнить. Те же художники-примитивисты, они просто пришли к такой манере, к своеобразному языку. Каждый человек имеет свою тонкую струну в душе, которая звучит уникально. Просто мало кто позволяет себе звучать. Если хочешь сделать – не оглядывайся, не мнись, бери и делай!» — продолжает рассказ художница.
О планах
«Очень хочу научиться играть на пианино и достичь такого уровня в музицировании, чтобы оно давалось без напряжения. В рисовании есть такой медитативный момент, это отдых, ты просто зависаешь и паришь. Хочется научиться играть так же, как рисую, свободно. Просто так ведь желания человеку не даются, они даются вовремя и с возможностью их реализации. У меня есть уверенность, что я все в жизни успею», — делится планами Анна.
Анна, умничка. Ее работы неповторимы. Работ по батику много. Но ее работы в теме города отличает прекрасная техника и свой взгляд.(смогу куплю всю тематику города).