В этом году в издательстве «Молодая гвардия» в рамках серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга, посвященная нашему земляку – советскому ученому, конструктору в области радиотехники и электроники, академику АН СССР Александру Андреевичу Расплетину. Книга под авторством докторов технических наук Игоря Ашурбейли и Евгения Сухарева стала данью памяти этому талантливому человеку.
«Главное дело его жизни — создание непроницаемой системы защиты Москвы от средств воздушного нападения — носителей атомного оружия. Его последующие разработки позволили создать эффективную систему противовоздушной обороны страны и обеспечить ее национальную безопасность. О его таланте и глубоких знаниях, крупномасштабном мышлении и внимании к мельчайшим деталям, исключительной целеустремленности и полной самоотдаче, умении руководить и принимать решения, сплачивать большие коллективы для реализации важнейших научных задач рассказывают авторы, основываясь на редких архивных материалах». Строки предисловия вызывают чувство гордости за нашего земляка, который посвятил свою жизнь такой важной и благородной миссии, как защита Отечества, стал одним из основоположников новой области науки и техники — радиотехнических систем управления.
Александр Андреевич Расплетин родился в Рыбинске и жил здесь до двадцати лет. Именно на малой родине он получил хорошее образование, которое стало фундаментом для дальнейшего развития, именно здесь в его душе зародилась любовь к техническим наукам. В Рыбинском музее-заповеднике хранятся фотоматериалы и документы, связанные с именем Александра Расплетина, в частности – сведения о его семье. Известно, что будущий академик был родом из купеческой семьи.
— Его дед, Александр Назарович Расплетин, – сын бывшего крестьянина, рыбака, солдата, портного и торговец, — рассказывает заведующая сектором истории края музея-заповедника Оксана Гожалимова. — В 80-е годы 19 века он купил имение на улице Угличской (ныне Ломоносова), дом № 25. Дед имел лавку в одном из домов на улице Крестовой и торговал готовым платьем, числился купцом второй гильдии, был старообрядцем. Примечательно, что Александр Назарович был женат на крестьянке из деревни Арефинской волости Прасковье Ивановне Кондратьевой – родственнице другого нашего земляка — академика Кирилла Яковлевича Кондратьева. Очевидно, что этой большой семье была присуща склонность к точным наукам. Супруги Расплетины имели семь сыновей, занимались благотворительностью – жертвовали средства на строительство земской больницы, подворья Толгского монастыря. В 1908 году, после смерти Александра Назаровича, его дело продолжил третий сын Андрей – отец нашего прославленного земляка, которого назвали в честь деда.
Отца Александр Расплетин потерял в десятилетнем возрасте – тот погиб в 1918 году во время белогвардейского восстания, затронувшего в том числе и Рыбинск.
Будущий академик учился в школе № 3 имени Луначарского и уже в раннем возрасте тяготел к науке – занимался в радиокружке.
— Здесь учились многие наши земляки, которые впоследствии добились высоких результатов в науке, — говорит Оксана Сергеевна. — После школы Расплетину довелось поработать кочегаром, сторожем, электромонтером, радиомехаником, заведующим радиомастерской рыбинской кинорадиобазы. Даже дома он оборудовал любительскую радиостанцию. В 1928 году он был выбран председателем городской секции коротковолновиков общества любителей радио. А вот с 1930 года, с переездом в Ленинград, начался новый этап в жизни Александра Андреевича.
Путь нашего земляка в науке был трудным и в то же время увлекательным. В 1936 году инженер Расплетин поступил в закрытый Научно-исследовательский институт телевидения № 9, где работал над созданием первых советских телевизоров, изучал перспективы использования телевидения в авиаразведке. В начале Великой Отечественной войны он подключается к оборонной тематике и разрабатывает войсковую радиостанцию, участвует в создании системы противовоздушной обороны Ленинграда. Во время блокады умирают мать и жена Александра Андреевича, а его самого, больного дистрофией, в феврале 1942 года эвакуируют в Красноярск. Личные трагедии и нечеловеческие условия жизни не сломили ученого. В 1943 году в Москве создается Центральный научно-исследовательский институт №108, в который собирают лучших специалистов страны в области радиотехники. В этот институт был направлен и Александр Расплетин.
Однако главным местом его научной деятельности стало знаменитое конструкторское бюро «Алмаз», занимавшееся разработкой зенитно-ракетных комплексов, куда он был переведен в 1950 году для работы над созданием системы «Беркут» (С-25). С августа 1953 г. рыбинец становится главным конструктором системы. В кратчайшие сроки он разработал решение, намного опередившее свое время. Созданный Расплетиным радиолокатор впервые в мировой практике был многофункциональным. Он обеспечивал не только обнаружение и сопровождение до двадцати целей, но и одновременное наведение на них ракет. Для обороны Москвы потребовалось установить пятьдесят шесть подобных устройств. При использовании существовавших до этого локаторов их потребовалось бы более тысячи.
В 1958 году за руководство и участие в создании ЗРК С-75 Расплетину присуждается Ленинская премия. Новая система также подтвердила свои боевые характеристики на сто процентов. Так, 1 мая 1961 года под Свердловском при помощи С-75 был сбит считавшийся неуязвимым американский самолет-шпион U-2, пилотируемый летчиком Фрэнсисом Гэри Пауэрсом. Летчик спасся на парашюте и был взят в плен. Но настоящую боевую проверку система с успехом прошла во Вьетнаме.
Почти одновременно С-75 Расплетин начинает работу над ракетно-зенитным комплексом, предназначенным для борьбы с низколетящими целями, получившим название С-125. Для борьбы с самолетами, носителями крылатых ракет, в шестидесятые годы под его руководством была проведена огромная работа по проектированию нового ракетно-зенитного комплекса С-200. Данная система обеспечивала уничтожение самолетов на больших дальностях до рубежа сброса крылатых ракет. В С-200 были реализованы принципиально новые технические решения, не использовавшиеся нигде ранее. На борту зенитной ракеты впервые была применена полуактивная головка самонаведения. Система также является универсальной и обеспечивает уничтожение на больших дальностях и высотах любых типов пилотируемых самолетов, а также эффективно поражает в широкой зоне малоразмерные скоростные беспилотные цели. Многие характеристики этого комплекса, по мнению специалистов, до сих пор остаются непревзойденными. Еще одной удачей технического гения Расплетина стала уникальная грозная С-300, которая обеспечивала уничтожение любых существующих активных аэродинамических целей, включая все типы крылатых ракет, летящих как на больших, так и на малых и даже предельно малых высотах.
В 1964 году генеральный конструктор КБ Александр Расплетин стал действительным членом Академии наук. Его коллега, лауреат Нобелевской премии Александр Прохоров вспоминает о нем так: «Когда я познакомился с Александром Андреевичем, то сразу понял, что этот человек является большим талантом, который прекрасно разбирается во многих областях науки и техники.
Я был наслышан, что он всегда помогает коллегам своими советами и своей эрудицией. Благодаря его способностям в настоящее время в нашей стране созданы ракетно-зенитные комплексы, которые превосходят существующие в других странах аналоги. Это направление развивается дальше, потому что задачи все время усложняются. И основателем этого был именно академик Расплетин, которого в нашем отделении любили и уважали все до последнего человека». Эти слова приводятся на интернет-портале «Военное обозрение».
Имя Александра Расплетина на протяжении практически всей его сознательной жизни было овеяно тайной. При этом, по свидетельствам коллег и друзей, он всю жизнь оставался очень скромным человеком. А в общении был веселым и жизнерадостным. Имел небольшую дачу под Москвой, где любил проводить выходные, хотя свободного времени у него почти не было – главным смыслом его жизни была работа. Его энергичность и непосредственность буквально заражали окружающих. Так, даже сбор грибов, которые повсюду росли на дачном участке ученого, он превращал в забавную игру – тех, кому удавалось победить в «тихой охоте», обязательно ждали памятные подарки. Как истинный рыбинец Расплетин страстно любил рыбалку и даже в последние дни жизни просил привезти ему в больницу котлярской ухи. Среди сотрудников он пользовался огромным авторитетом. Причем снискал его не только за свой научный гений, но и за то, что умел увлечь подчиненных работой, замечал и поддерживал любую творческую идею. Видя в молодежи будущее страны, он всегда был желанным гостем в пионерском лагере родного предприятия.
Его вклад в отечественную науку колоссален. РАН раз в три года присуждает золотую медаль и премию им. А.А. Расплетина за выдающиеся работы в области радиотехнических систем управления. Его именем названо ГСКБ концерна ПВО «Алмаз-Антей», НИИ радиофизики в г. Москве, корабль дальневосточного морского пароходства. Оно гремит даже в космосе – в честь академика назван один из кратеров на обратной стороне Луны.
Увековечена память о великом земляке и в родном Рыбинске. В начале 1980-х годов в честь академика была названа одна из городских улиц в микрорайоне Полиграф.
Но, конечно, главным памятником Александру Андреевичу являются созданные им комплексы вооружения, обеспечившие надежную защиту воздушных рубежей нашей Родины. Создание и внедрение в производство каждой из этих систем подняло нашу науку и промышленность на несравненно более высокий научно-технический уровень.