Бывает ведь так, что потенциальный инвестор не становится реальным только потому, что в кейсе предложений нет маленькой детали, легкого штриха, последнего мазка, делающего картину финансовых вложений особенно привлекательной?
Вот, например, есть в городе земля и есть архитектурный проект будущего строения. Казалось бы, что еще, кроме денег, нужно для того, чтобы начать возводить здание жилого или промышленного назначения?
Варианты. Выбор. Возможность взять не первый предложенный проект, а именно тот, что больше других соответствует менталитету инвестора.
— Думаю, городу не повредит, если появится сотня новых архитектурных решений для различных районов, — считает президент Рыбинской торгово-промышленной палаты Сергей Кузенев. – Особенно интересно, когда проекты неожиданные, такие, что сами мы представить их не смогли.
Речь идет о работах студентов Московского архитектурного института, которые уже третий раз приезжают в наш город. Предыдущий десант МАРХИ из сорока человек состоялся в феврале этого года.
О нем «Рыбинские известия» рассказывали своим читателям. А сегодня творческий коллектив студентов и преподавателей демонстрирует Рыбинску результаты своих представлений о том, каким мог бы стать город при творческом подходе и неограниченной фантазии.
Например, кому из местных архитекторов придет в голову представить небоскреб на Переборском тракте? Возвести 30 жилых этажей в деревне Макарово?
Или ряд домов, примыкающих к водной поверхности и при этом имеющих основу архитектурных стилей от классического до английского индустриального?
— Ребята предлагают очень интересные дома по вологодским мотивам, — рассказывает Сергей Кузенев. – В них первый этаж кирпичный, а второй, третий и мансардный — из дерева. Расчеты показывают, что такие сочетания материалов очень подходят для нашего климата. Кроме того, на такие дома можно навесить резные наличники, которыми так славился деревянный купеческий Рыбинск. Где дома могут стоять? Да где угодно! Речь ведь идет не только об историческом центре. Ребята делают проекты для всех районов города. Например, проект с использованием вологодской стилистики предложен ими в поселке Судоверфь.
Рельсовый транспорт может связать отдаленные районы Рыбинска. На Волге могут появиться плавучие жилые дома. Вдоль берега – функциональные промышленные здания необычных архитектурных решений.
Полет фантазии молодых архитекторов, которые на примере Рыбинска готовят курсовые и дипломные работы, не ограничен ничем, кроме знаний о гармонии. Особенно если речь идет о новых городских районах. Старый Рыбинск требует особого отношения.
— Историческая часть города – это архитектура мирового класса, — говорит профессор МАРХИ и руководитель делегации Александр Малинов. – Может быть, жители этого не замечают, но гостей потрясает пространственная среда Рыбинска. Это на удивление хорошо сохранившаяся регулярная планировка улиц, потрясающий архитектурный декор зданий – лепнина, кованые крылечки, балконы, необыкновенные цветовые решения. Город развивался по законам гармонии. И эту гармонию нельзя нарушать.
Московские архитекторы считают, что современные внедрения – новые дома в исторической застройке – это ухудшение среды. В примеры приводятся улицы Радищева, Бородулина, Советская, район Казанской церкви, многие другие.
— Ужас в том, что все делается без обсуждения, — говорит рыбинский архитектор-реставратор Наталья Гончарова. – Порой совершенно безнаказанно уничтожаются исторические постройки, и на их месте вырастают чудовищные здания, как это происходит на Радищева.
В вопросе – с чего начать заботу о центре? – все архитекторы – и местные, и столичные — едины: начинать нужно с общественного обсуждения.
— Представители общественности должны собраться и договориться: да, у нас уникальный город, и мы хотим выявить все ценное, что еще не разрушено, сохранить подлинное и новым строительством не нарушать единый исторический комплекс, — считает Александр Малинов. – А студенты МАРХИ готовы рыбинцам в этом помочь.
Более ста архитектурных проектов для строительства новых зданий и восстановления исторической среды в центре МАРХИ просто подарит Рыбинску.
— Конечно, студенческие проекты потребуют доработок, — говорит Сергей Кузенев. – У инвестора может оказаться свой взгляд, свои фантазии, но в любом случае у нас уже будут не единичные предложения, а выбор проектов. Я думаю, Рыбинск от этого только выиграет.
Следующую встречу решено провести в сентябре в Общественной палате Рыбинска. Она, как и предыдущие, будет организована на деньги бизнес-сообщества. Проезд, проживание, питание студентов и преподавателей МАРХИ – все это оплачивает группа энтузиастов, надеясь, конечно, на активный интерес местной власти. И эти надежды вполне могут быть оправданны. Мы ведь живем не только сегодня. Мы собираемся жить завтра и через десять лет. Мы думаем о наших детях и о том, как они будут устраивать свою жизнь в Рыбинске.
— Горизонт планирования в работе студентов – это не один год, а десять, пятнадцать, двадцать лет, а может, и больше, — говорит Сергей Кузенев. – Кто-то должен заботиться о перспективном развитии Рыбинска. Пусть пока это будут дипломные работы выпускников МАРХИ, учебным пособием для которых стал наш город. Думаю, нам всем не помешают нестандартные проекты небоскреба на Переборском тракте, плавучих жилых домов и другие предложения молодых архитекторов. Согласитесь, это не самое страшное, что может произойти с Рыбинском. Страшно потерять ценное и отказаться от перспективы.