На прошлой неделе в Рыбинском музее-заповеднике состоялась всероссийская премьера выставки «Шедевры Гюстава Доре». Московская компания «Артгит» представила более 120 работ знаменитого иллюстратора любимых с детства книг.
Сальвадор Дали, Пабло Пикассо и вот теперь Гюстав Доре. Благодаря сотрудничеству Рыбинского музея-заповедника с «Артгит» наш город снова принимает выставку российского значения. И как нельзя кстати это событие произошло именно в Год литературы. За свою жизнь Гюстав Доре сделал десятки тысяч гравюр к самым разным произведениям. Пожалуй, никто ни до него, ни после не проиллюстрировал столько книг, как он.
— Иллюстрации Доре известны нам с детства – со сказок Шарля Перро, «Приключений барона Мюнхгаузена», а потом книг Сервантеса и Шатобриана… — говорит арт-директор компании «Артгит» и куратор выставочного проекта Александр Щеляков. — Доре всегда был очень популярен в России. Но вот парадокс: до сих пор выставки работ великого иллюстратора в нашей стране не было. В Рыбинском музее-заповеднике открылась первая. И это уже факт исторический.
«Шедевры Гюстава Доре» впечатляют своим размахом и разнообразием. Само выставочное пространство помогает зрителю ощутить грандиозность таланта мастера. Знаковые сюжеты продублированы на огромных холстах. Выполненные в небесно-голубой гамме, они словно парят в воздухе – компания «Артгит» в который раз удивляет своими эффектными нестандартными решениями.
Тонко чувствуя текст, Доре обладал удивительным даром создавать яркие и точные образы, всякий раз проявляя себя по-новому: трогательным и чарующим в сказках Перро, ироничным в баснях Лафонтена, гротескным, а где-то и сентиментальным в «Дон Кихоте», патетичным в Ветхом завете… И везде художник не просто следует за сюжетной каймой, а передает особую атмосферу произведения, метафорически осмысливая написанное.
Пожалуй, одно из главных выразительных средств в его арсенале – это свет.
Лучи, озаряющие все и вся в момент сотворения Творцом мира в знаменитой работе, открывающей цикл иллюстраций к Ветхому завету, – это не просто освещение, это зримо воплощенная идея божества. Неземным светом, идущим словно изнутри, отмечены фигуры Адама и Евы, пророка Моисея, разбивающего каменные скрижали, и других персонажей библейского цикла. Символическая игра света и тени, их вечное противоборство – основа динамичной серии иллюстраций к «Божественной комедии» Данте. «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу»… — это текст. На гравюре Доре мы видим сильные контрасты света и теней, темные старые деревья с мощными ветвями, образующими подобие свода, и мрачную пещеру, куда не проникает ни капли солнца. Но чем дальше, через «Чистилище», тем тональность листов светлеет. Перед зрителем открываются виды сверкающих звезд, весенней цветущей природы, контрасты сглаживаются, тени теряют свои зловещие контуры, чтобы, в конце концов, поразить ослепительным блеском в иллюстрациях к «Раю».
Во многих работах Доре предстает как гениальный мастер пейзажа. И если в Библейском цикле природа эпична и одухотворенна, это даже не фон, а действующее лицо, то в других работах она предельно конкретна. Взять хотя бы «Аталу» Шатобриана. Нередко изображение обладает потрясающей «глубиной резкости». «Виды Миссисипи» выписаны в мельчайших подробностях: пальмы, гибкие лианы, тонкие полупрозрачные лепестки магнолий, грубая кожа крокодилов…
— Линии толщиной с волос, а ведь это гравюра! – поделился впечатлениями рыбинский художник и архитектор Александр Жданов. – Хотя с работами Доре я знаком с детства, но потрясен, что они так тонко, ювелирно проработаны. Если увеличить изображение, то можно заметить: здесь нет ни одного одинакового штриха, зато чувствуется колоссальное внутреннее волнение – это фантастика!
И здесь кроется еще один парадокс Доре. Удостоившись невероятной славы при жизни, он оставался драгоценным самородком. Один из востребованнейших художников 19 столетия не закончил ни одной художественной школы или академии.
— Его родители предоставили ему право быть таким, какой он есть. Воочию можно увидеть, чего можно добиться уважением к ребенку, который в десять лет проиллюстрировал «Божественную комедию», а в пятнадцать — «Подвиги Геркулеса»… — произнес сакраментальную фразу Александр Щеляков.
Для удобства посетителей организаторы выставки рядом с каждой иллюстрацией разместили соответствующую цитату из произведения. А для особенно любознательных на столах разложили проспекты с комментариями к каждой работе.
— Мы не хотели превратить выставку в библиотеку, но даем возможность человеку, который задался вопросом, найти на него ответ, — пояснил куратор выставки.
«Шедевры Гюстава Доре» будут доступны рыбинским зрителям до конца августа.
В летний период главное здание музея-заповедника работает с 9.00 до 20.00 часов.
Уважаемая Ольга!!!
Искренне признательны за Ваш прекрасный репортаж о
выставке Гюстава Доре. Спасибо!!!
Ваш текст пронизан не только общими впечатлениями
о выставке, но и искусствоведческими наблюдениями.
Еще раз искреннее СПАСИБО!!!
Надеемся прочитать и репортаж с выставки с мнениями
зрителей!!!
С самыми наилучшими пожеланиями в Вашей
творческой работе.
Александр Щеляков
Арт-директор компании Артгит