8 августа состоялась традиционная встреча мологжан. Вот уже сорок три года они собираются каждую вторую субботу августа, чтобы вспомнить те места, откуда они родом, и повидаться с земляками, послушать мологские песни и помянуть тех, кого уже нет рядом. Мы побеседовали с ярким представителем мологской общины, членом правления Землячества — Борисом Горчаковым, бывшим директором ПТУ № 86, ветераном труда.
Борис Михайлович называет себя самым молодым членом землячества из рожденных на мологской земле. Из родной Мологи его, годовалого, мать увезла в пеленках. В материнских воспоминаниях покинутый край представлялся обильным, с красивой природой, плодородной землей, грибов и ягод было столько, что их из лесу увозили на телегах. После широкого весеннего разлива реки Мологи в бочагах оставалось много рыбы – только бери! Мологжане в этих рассказах – трудолюбивые, дружные, сплоченные люди. Если у кого-то в округе сгорал дом, то остальные, не спрашивая ни о чем, собирались и всем миром отстраивали новый.
Семью Горчаковых переселили в 1939 году на Слип, в так называемую Новую Мологу. Мать, сестренка и Борис жили очень бедно, в бараке. Рядом в столь же бедственном положении жили и другие поселенцы-мологжане, никто не спешил выделять им земли под огород, не строил обещанных хороших домов. Мать после болезни не могла работать, и семью содержал Борис, с юных лет работавший на двадцатом заводе грузчиком. В числе лучших работников его послали от завода осваивать целину в Казахстан. Там он год трудился без отдыха, получил орден «За освоение целинных земель» из рук самого Брежнева и заработал тонну зерна. Сдал его в местный элеватор, а приехав домой, получил столько же в рыбинском зернохранилище. Семья зажила чуть лучше, мать стала продавать зерно горожанам, держащим куриц и голубей.
После армии, а Борис служил в ВДВ, парень долгое время работал мастером производственного обучения в ПТУ № 23. Он очень любил танцевать и десять лет руководил танцевальным кружком. Как обладающего большим педагогическим опытом в 1984 году его назначили директором профессионального училища № 86, расположенного в исправительной колонии № 12. Ему предстояло обучать преступников, рецидивистов. В здании училища, вверенном Горчакову, не было ни полов, ни батарей, ни мебели. Борис Михайлович организовал бригаду из заключенных и, вдохновляя их своим примером, сам мешал бетон, укладывал полы: «Если бы я не делал, они бы тоже не стали делать».
— Многие годы я занимался тем, что приучал к труду тех, кто сознательно выбрал не трудиться. Мы должны были дать им возможность зарабатывать честно. Я понимал: если у людей будет профессия, значит, будет шанс укорениться в обычной, не уголовной жизни. В нашем училище осужденные могли получить профессию сварщика, электрика, сантехника, токаря – всего 14 специальностей. В колонии было развернуто большое производство, заключенные работали в три смены. Мы поставляли детали для рыбинских «Буранов», молочных сепараторов, сотрудничали с московским ЗИЛом, белорусским тракторным заводом, КАМАЗом, — вспоминает он.
Борис Горчаков руководил училищем почти тридцать лет, в 1998 году ему вручили орден «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Когда Борис Михайлович начинает рассказывать о Землячестве, его лицо озаряет улыбка.
– Землячество — моя большая семья. Моих кровных родных не осталось в живых, давно умерла мать, не стало сестры. Я рад, что в 2003 году вступил в ряды мологжан. В большинстве своем это замечательные люди, хорошо знающие свое дело. Среди нас историки, музыканты, руководители предприятий и просто добросовестные, обязательные люди. В день Мологи члены Землячества съезжаются со всех концов страны: с Камчатки, Сахалина, из Москвы, Питера. Недавно приезжала семья мологжан из Германии, сейчас они пишут книгу о затопленных городах.
Несмотря на то, что с момента затопления Мологи прошло более сорока лет, Землячество все время растет, сюда вступают внуки и правнуки мологжан, и к настоящему моменту эта общественная организация объединяет уже около четырехсот человек. В 2004 году Борис Горчаков стал членом правления, и ему сразу же поручили найти большой пароход для поездок к затопленной родине — прежний брал на борт лишь 50 человек. Средства на аренду вместительного судна мологжанам предоставили в РусГидро, хорошие отношения с этой компанией Землячество сохраняет и поныне.
— Сейчас ведутся разговоры об осушении части водохранилища, чтобы мологжане смогли вернуться и построить дома, — поднимает больной вопрос Борис Михайлович. — Я не поддерживаю эту идею. Во-первых, в Ярославской области пустуют 60% сельхозземель, стройся — не хочу! Во-вторых, на мой взгляд, это теперь, скорее, место памяти, чем место для жизни. Придет день, и мы снова поплывем туда, где волны плещутся над нашей родной землей. И если десять лет назад, когда Молога открылась, мы смогли увидеть фундамент церкви, то в прошлом году на этом месте уже были только земля и ил. Время и волны безжалостно все смывают, крошат кирпичи, дробят камни. И только в нашей душе остается память о родной земле – такой прекрасной и любимой.