Многие события в гуманитарной сфере происходят тихо, без лишнего пиара, но от этого они не становятся менее значимыми. Одной из таких тихих радостей в Год литературы стал выход в свет книги рыбинской поэтессы Ольги Коробковой.
Сборник стихов «Сиринга», выпущенный издательством «Аверс Плюс», был признан лучшей художественной книгой года по итогам конкурса, проводимого в рамках областной выставки-ярмарки «Книжная культура Ярославского края».
Эту новость не обошла стороной и российская «Литературная газета».
На темной, почти черной обложке поэтического издания – хитросплетения то ли запутанных ветвей, то ли стежек-дорожек в исполнении ярославской художницы Юлии Стрижовой.
Переворачиваем страницу – внутри столь же ажурные стихи: изысканные букеты из чувств, мыслей, эмоций, недосказанных фраз, интертекстовых ссылок на произведения мировой культуры, неизбывной тоски и горячей надежды.
Наугад, невпопад, вслепую, на вдох, на выдох…
Пальцы знают ответ, но и горло знает вопрос.
Это память звучит – обо всех, невинно забытых,
Это мир, что внутри качнулся на гребне слёз.
Если вдруг мимо нот приливная волна ударит,
Инструмент не преграда для дыханья «рот в рот».
То ли это флейтист неумело по кнопкам шарит,
То ли это моя душа так странно поёт.
У Ольги Коробковой свой узнаваемый голос. То еле слышный, то срывающийся на крик, то нежный, то ледяной и решительный… Но всегда искренний, без фальшивых нот и режущего ухо дисторшна.
Это не случайно – Ольгу знают в Рыбинске еще и как исполнительницу собственных и чужих песен. Вот и название у сольного дебютного сборника стихов тоже музыкальное – «Сиринга».
— У меня было стихотворение, где речь шла о мифе – наяде Сиринге и боге Пане, — рассказывает Ольга Коробкова. — Пораженный красотой нимфы, Пан стал преследовать ее, но та превратилась в тростник, едва он ее коснулся. Из него Пан сделал флейту, и с тех пор люди слышат его печальную песнь о неразделенной любви. Оказывается, похожая флейта продается у нас в городе в отделе перуанских товаров. Как-то мы учились на ней играть, такой звук выходит… первобытный, природный – будто ветер гуляет в тростнике.
– Я знаю, что издание книги стало возможным благодаря поддержке Союза российских писателей, членом которого ты являешься.
— Раз в год Союз российских писателей дает стипендию одному-двум авторам от каждого отделения. Недавно образовалось Ярославское представительство этой организации, председателем которого является Евгений Ермолин. Сначала как автору до тридцати лет такую стипендию дали Надежде Папорковой (тоже поэт из Рыбинска), а потом мне – как автору до сорока. Именно на эти деньги и издана книга. Сюда вошли стихи разных лет, есть написанные и еще в девяностые, и совсем недавно, на которых еще «краска не высохла». Новых я старалась включить как можно больше.
— Ты помнишь, в какой момент решила показать миру свои стихи?
— Это было еще в старших классах. Я ходила в одно из ЛИТО при газете «Рыбинские известия». Но тогда, конечно, это было настолько наивно. Рифмовать и писать размером – несложно, особенно если читаешь и учишься на каких-то образцах. Но это еще не называется стихами.
— А что для тебя стихи?
— Поэзия, помимо техники (это непременное условие, как в фигурном катании), — это своя интонация, свой язык, что-то неповторимое, чего нет у других.
— Бытует такое мнение, и, кстати, оно распространено среди поколения шестидесятников, будто бы по литературе в России впору заказывать заупокойную молитву. Ты согласна с этим?
— Категорически не согласна. Сейчас пишет много интересных авторов: Ирина Перунова, Константин Кравцов, Андрей Пермяков, Станислав Ливинский, Анастасия Лиене (Прибалтика), Сара Зельцер, Андрей Болдырев. Всех перечислять очень долго… Из современников, недавно ушедших, это, конечно, Денис Новиков. Он умер в 37 лет (как Пушкин — печальный символизм), и это действительно очень крупный поэт.
Большинство издается в издательстве «Воймега», редактор Саша Переверзин. Это прекрасная серия, по которой можно изучать современную поэзию.
— Ты знакома с творчеством многих современников. Куда, по-твоему, сегодня выруливает литературный процесс?
— Каждый поэт – это свой мир, свой язык, унифицировать современную литературу под какие-то «-измы» не получится. Но все же одна тенденция читается очень определенно: идет разворот к понятному человеческому языку, к человеку, подальше от формальных поисков — к сути. Было время, когда был популярен метаметафоризм в духе журналов «Воздух», «Вавилон»… Сейчас общество уже переболело «заумью».
— У тебя нет такого ощущения, что поэзию сегодня пытаются (именно пытаются) сделать модной, создать некий тренд. Выступления везде и всюду Веры Полозковой, программы и ток-шоу на ТВ, где молодые авторы читают и обсуждают стихи…
— Но это самая верхняя, попсовая, часть поэзии. На мой взгляд, Полозкову всерьез среди поэтов воспринимать нельзя. Да, она привлекает людей к самому феномену современной поэзии. Это что-то из разряда «Танцев со звездами» или «Ледникового периода» — пусть участники шоу не профессионалы, но…
— Ты не воспринимаешь это как возможность неизвестным авторам из глубинки заявить о себе широкой аудитории?
— Какая глубинка, простите, в век интернета? Ее нет.
— Твой голос услышан? Или все-таки гложет сомнение, что стихи не дошли до слушателя?
— Если говорить о нашем городе, то быть не услышанным нереально. Кто хотел, тот услышал. А вообще слушают друг друга больше сами поэты. К тому же есть интернет, там, по ту сторону монитора, своя аудитория. И ради нее стоит вести блоги, ЖЖ и так далее. Есть группа ярославского литературного клуба «Бродячая @» на Facebook. В ближайшее время они планируют запустить сайт, где будет публиковаться альманах местных авторов.
В последнее время в Рыбинске можно не только читать авторов, но и увидеть их, пообщаться, задать вопросы. Поэты выходят в народ. И народ охотно идет навстречу.
Я была на нескольких поэтических вечерах в кофейне «Братья Люмьер», и пусть там небольшой зал, но он всегда был заполнен под завязку, кто-то даже стоял. Я считаю, что такие события надо устраивать именно в неформальных местах, где более раскрепощенная, творческая атмосфера.
— Расскажи о своих литературных предпочтениях.
— Меня иногда спрашивают, кого я люблю – Ахматову или Цветаеву? Аллу Головину! Какой у нее потрясающий стиль, особенно в автобиографических рассказах, где она вспоминает о годах, проведенных в гимназии в Чехии.
А еще Сигрид Унсет, это норвежская писательница первой половины 20 века, лауреат Нобелевской премии. В ее романе-эпопее «Кристин, дочь Лавранса» действие происходит в Средневековье. Многое люблю у Дины Рубиной – пусть кто-то относится к ее творчеству свысока. Нравятся Клайв Льюис с «Хрониками Нарнии», Иван Шмелев, в особенности его малоизвестный роман «Пути небесные»…
— Отдельная тема – литература для детей. У тебя растет дочь. Она читает? Как сделать так, чтобы ребенок не просто читал из необходимости, а полюбил книги?
— Дочери пять лет, потихоньку она читает. Любит книги про природу, про зверушек, как и все дети. Я считаю, что приучать к чтению надо с самого маленького возраста. Сделать это нетрудно – сейчас много прекрасных детских стихов, которые звучат актуально. Анастасия Орлова из Ярославля, Юлия Симбирская, тоже ярославна…
— Где их стихи можно найти?
— В интернете. А книги Насти Орловой есть в БИЦ «Радуга», там была презентация ее сборника «Речка, речка, где твой дом?». Другая ее книга «Яблочки-пятки» написана в старинном народном жанре пестушек, это замечательное издание для самых-самых маленьких, с чудесными рисунками.
Для среднего школьного возраста я бы посоветовала современную питерскую писательницу Ирину Лисову. Или Дмитрия Сиротина — обычные бытовые ситуации он обыгрывает очень остроумно. Ну и о классике не забывайте – об Успенском, Токмаковой, Марине Бородицкой, Тиме Собакине, Андрее Усачёве…
— Говоря о литературе, мы неизбежно упоминаем, что искать ее надо в интернете. Ты страдаешь от отсутствия книжных магазинов в городе?
— Очень-очень. Что продается в супермаркетах и по каким ценам — за голову хватаешься! В газетных киосках, правда, можно купить книгу дешево. Но ассортимент – как повезет. Думаю, то, что в Рыбинске закрываются книжные магазины, — увы, показатель общей культуры жителей. Значит, люди мало покупают книги, этот бизнес в нашем городе недостаточно рентабелен…
— А поэзией можно зарабатывать?
— Актер может работать по своей специальности, музыкант тоже. А поэт не может зарабатывать только стихами, если ты не Вера Полозкова. Все современные поэты — или журналисты, или пишут на заказ, кто-то работает на фармацевтическом производстве, как например Пермяков, он иммунолог по специальности.
— Значит, путь поэта розами не выстлан. Что бы ты пожелала молодым авторам, только вступившим на литературную стезю?
— Быть готовыми к тому, что стихи – это не слава и поклонники, а тихий труд. Молодым поэтам посоветовала бы не заигрываться в богему, непризнанных гениев. Никакая поэзия не станет полноценной заменой живой жизни, хотя эти вещи связаны, тесно переплетены. Но поэзия, не подкреплённая жизненным опытом, останется только словами. Вспомните Николая Гумилева: «И, как пчёлы в улье опустелом,/ Дурно пахнут мёртвые слова». Так что желаю молодым живой жизни и живых слов.