Темы 26 августа 2015 16:09

Рыбинские звезды

Рыбинск славен людьми. Теми, кто родился здесь и достиг высот в науке, практике, искусстве. Кто работал в нашем городе и своими открытиями прославил его на всю страну. Математика, химия, живопись, скульптура, механика, военное поприще… В каких только областях не проявили рыбинцы свои таланты! Сегодня мы познакомим читателей с некоторыми знаменитыми земляками, чей след в истории России заметен и оценен.

«Отец» Бурлака

Лев Моисеевич Писаревский — известный советский скульптор, родился в январе 1906 года в Рыбинске в семье бедного ремесленника.

Из воспоминаний Михаила Удалеева, художника, коллекционера, уроженца города Рыбинска:

«Бывая в Рыбинске, часто прохожу мимо белых стен приземистого двухэтажного строения купеческой архитектуры в Преображенском переулке. Захожу во двор, где шестнадцатилетний Лева из целого воза где-то раздобытой глины вылепил свою первую скульптуру — голову красноармейца. Смотрю на ветхое деревянное крыльцо, на сохранившиеся дворовые сараюшки и закоулки и со сладостно щемящей грустью вспоминаю «далекое-близкое» нашей нелегкой юности…

Мы страстно любили рисовать и мечтали стать художниками. Советская власть открыла нам путь к осуществлению мечты. В здании бывшего частного кинематографа «Художественный» был создан первый рабочий клуб. На его базе возник местный Пролеткульт.

12 апреля 1919 года в «Рыбинских известиях» появились объявление и статья об организации художественной школы-студии, написанные ее руководителем М.М. Щегловым. Так мы стали учениками талантливых художников и педагогов Михаила Михайловича Щеглова и Павла Тимофеевича Горбунцова. Л. Писаревский был в числе лучших учеников. Его графика и акварели одобрялись в рецензиях местной газеты. В 1923 году, после отъезда М.М. Щеглова, мы объединились в изомастерскую.

«Изошники» (художниками мы себя не величали) смело оформляли спектакли Рабочего театра, писали панно, рисовали портреты вождей, делали всевозможные плакаты, украшали город к революционным праздникам. Лева был одним из активных и изобретательных оформителей. Потом рыбинский опыт весьма пригодился ему: в дни челюскинской эпопеи в Москве он создал монументальный макет, за который получил от К.Е. Ворошилова ценный подарок.

.....2013-2-1.p65В 1926 году Л. Писаревский уехал в столицу, держал экзамены в институт и был принят на скульптурный факультет. Ему довелось учиться у крупнейших советских скульпторов В.И. Мухиной, И.М. Чайкова, И.С. Ефимова. В 1930 году он получил диплом скульптора-монументалиста»…

Первой монументальной работой молодого скульптора был памятник В.И. Ленину в Керчи (1933). В период с 1943-го по 1958 год он создал монументы Сергею Лазо во Владивостоке, Гончарову в Ульяновске, Абаю в Алма-Ате, Шевченко в Орске, Некрасову в Ярославле, Пушкину в Кемерове и другие.

Писаревский — участник Великой Отечественной войны с первых ее дней. В тяжелом 1941 году он командовал отрядом народного ополчения в Москве, затем был политработником и военным художником в Севастополе. Здесь в 1944-1946 гг. он реставрировал памятник герою Севастопольской обороны 1854-1855 гг. генералу Э. Тотлебену и создал портреты русских флотоводцев — Ушакова, Нахимова, героя 1905 года лейтенанта Шмидта. Многие произведения скульптора вошли в экспозицию Севастопольского музея Военно-Морского флота.

В 1950-1960 гг. скульптор изваял серию героев Бреста. Награжденный за боевые заслуги орденом Отечественной войны II степени и медалями, многие годы Лев Моисеевич преподавал в художественном училище памяти 1905 года, а потом в МГПИ им. Ленина. За диссертацию «Лепка головы человека» в июне 1956 года ему была присуждена степень кандидата искусствоведения. В 1962 году эта диссертация была выпущена отдельной книгой для практического руководства. По методическим программам доцента Писаревского занимаются студенты художественных вузов и училищ.

В начале семидесятых годов Лев Моисеевич заболел тяжелой неизлечимой болезнью. 16 июня 1974 года его не стало. Перед смертью Писаревский завещал организовать выставку его работ в Москве и Рыбинске, а затем передать их в дар родному городу, который он безгранично любил.

Михаилу Удалееву удалось организовать установку в Рыбинске памятника бурлаку по модели скульптора Льва Писаревского. Скульптура «Бурлак» установлена в Рыбинске в 1977 году на Пролетарской ул. (ныне Стоялая), к 200–летию со дня присвоения Екатериной II Рыбной Слободе статуса города. Высота скульптуры — 1,6 м. Выполнена она из бронзы, размещена на валуне. В 1996 году ее перенесли к берегу Волги и установили у Старой хлебной (лоцманской) биржи.

 Под знаменем Святого Георгия

Николай Михайлович Тихменев — военный востоковед, генерал-лейтенант Генерального штаба, автор книг-воспоминаний о Николае II, соратник Деникина, один из лидеров Русской белой эмиграции во Франции, родился в Рыбинске в 1872 году в дворянской семье.

Старинный род Тихменевых, восходящий ко второй половине XVI века, был внесен в родовые книги Владимирской, Калужской, Московской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Тульской, Харьковской и Ярославской губерний. В книге 1892 г. для записывания господ потомственных дворян, числящихся по Рыбинскому уезду, под № 13 значится отец Николая — генерал-лейтенант Михаил Павлович Тихменев — потомственный дворянин Ярославской губернии, член Императорского русского географического общества, среди друзей которого был выдающийся путешественник Николай Пржевальский.

Николай был вторым сыном в семье Тихменевых. В архивных документах Рыбинска сведений о нем нет. Есть лишь копия странички из книги Б.М. Носик «На погосте ХХ века»:

«Именно здесь (в приволжском Рыбинске) юный Николай Тихменев закончил классическую гимназию, чтобы пройти позднее курс Московского пехотного училища и Николаевской академии генерального штаба. Уже с 1900 года ему довелось воевать на Востоке. В 1904 году он участвовал в русско-японской войне, в 1914 году за участие в боях в Галиции под командой генерала Брусилова получил орден Святого Георгия, а ещё чуть позднее, в боях за Львов, — Георгиевское оружие. Летом того же года Н.М. Тихменев стал генералом и командовал бригадой, дальше — выше. С 1918 года был он в Добровольческой армии близким сотрудником генерала Деникина… В годы парижской эмиграции Н.М. Тихменев много лет возглавлял «Союз ревнителей памяти Императора Николая II», а также трудился в Епархиальном управлении».

Эмигрировав из России в 1920 году, он жил в Париже. Числился советником газеты «Возрождение» в военных, политических и общественных вопросах. Был членом Зарубежного Союза русских военных инвалидов.

Скончался Николай Тихменев в Париже 12 июня 1954 года. Его похоронили на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Генерал С.Д. Позднышев после смерти Тихменева говорил о нем: «Он не переставал служить России и в изгнании. Сердце его билось любовью к родине. Он не изменил тому, чему поклонялся всю жизнь. Светлый лик России, как далекий маяк, освещал его жизненный путь».

Тормоз Матросова

Удивительный факт: первым изобретателем, удостоившимся высшей государственной награды СССР, был железнодорожник. Орден Ленина № 35 в феврале 1931 года получил Иван Константинович Матросов, техник путей сообщения Северо-Западной железной дороги. С 1904 года он работал слесарем-ремонтником в депо Рыбинск, затем — машинистом паровоза.

В то время из-за отказов тормозов в поездах ежегодно происходили тысячи аварий и крушений. В 1925 году Матросов разработал пневматический тормоз для грузовых поездов (тормоз Матросова), который за счет резкого сокращения тормозного пути позволил значительно увеличить вес и длину состава, скорость и безопасность движения.

Заявку на свое изобретение, которое уже прошло успешные испытания в реальных условиях, он отправил в Народный комиссариат путей сообщения (НКПС). Но документы на несколько лет попали «под сукно». Матросов уже был готов пойти на продажу своей разработки американской фирме «Френкель», предложившей 250 тысяч долларов. В пересчете на нынешнюю американскую валюту — более миллиона. И только это заставило советских чиновников зашевелиться.

Толчок делу дала газета «Комсомольская правда», опубликовавшая в 1928 году стихотворение Владимира Маяковского: «Товарищи хозяйственники! Ответьте на вопрос вы: что сделано, чтоб выросли казанцевы и матросовы?»

Разбирательство в НКПС было громким. Расследованием дела «о тормозе тов. Матросова» занималась специальная комиссия, признавшая, что заявку «забюрократили». Но комиссия также осудила и действия тов. Матросова по продаже изобретения американцам.

19 

Из газеты «Известия»:

«Такой поступок тов. Матросов мотивировал невнимательным отношением к нему и к его изобретению со стороны Народного комиссариата путей сообщения. Комиссия отмечает, что хотя Матросов и встретил в НКПС затруднения при прохождении своего изобретения, тем не менее, продажа им своих прав на изобретение за границу является неправильной, так как разработка изобретения производилась за счет НКПС.

Комиссия просит наркома путей сообщения назначить строгое расследование действий лиц, принимавших участие в продаже тормоза. Наконец, комиссия постановила просить наркома наложить строгие взыскания на лиц, виновных в невнимательном отношении к изобретению тов. Матросова. При этом комиссия считает нужным обеспечить тов. Матросову условия работы по совершенствованию его изобретения при условии, что его дальнейшая работа в области тормозного дела будет направлена исключительно в интересах СССР».

В феврале 1931 года устройство было принято в качестве типового для всей сети дорог СССР, а его автор в числе первых получил орден Ленина. Серийное производство новых систем быстро освоили на Московском тормозном заводе. Изобретатель создавал и совершенствовал тормоза практически для всех типов подвижного состава. До настоящего времени грузовой тормоз Матросова является типовым и самым надежным. Его преимущества признаны ведущими машиностроительными компаниями мира.

Умер Иван Константинович Матросов 30 октября 1965 года в Москве. Выражение «тормоз Матросова» настолько вошло в обиход, что уже в наше время даже существовала рок-группа с таким названием. А в Рыбинске, в кабинетах начальников, имеющих отношение к железной дороге, можно увидеть плакаты и календари, посвященные Матросову и его знаменитому тормозу.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме