Гитарист Леонид Колесов, около пятнадцати лет назад переехавший жить в столицу Эквадора Кито, написал концерт для гитары фламенко и симфонического оркестра «Concertino Ca`le». Весной этого года он был им исполнен в сопровождении одного из симфонических оркестров Латинской Америки.
Для Рыбинска это уникальное культурное событие: впервые наш музыкант создал столь серьёзное произведение, получившее признание на южноамериканском континенте. Более того, событие неординарное для классической традиции, поскольку написан концерт для гитары фламенко, на которой играют далеко не все музыканты, работающие в академическом ключе: у фламенко особые ритмические рисунки, лад, техника и манера исполнения. Состоялось же оно потому, что сам автор – человек удивительный, сумевший в корне изменить свою жизнь и сделать реальностью самые заветные мечты.
Лёня Колесов всегда шёл своим, особым путём. Он полюбил гитару в подростковом возрасте, но не в традиционной музыкальной школе, а в молодёжном биг-бэнде, существовавшем при судостроительном заводе «Вымпел». Его руководитель Вячеслав Орлов, работавший в рыбинском муниципальном оркестре и выигравший конкурс на звание лучшего трубача Ярославской области, однажды пришёл в школу №43, где Лёня учился, и пригласил всех желающих заниматься. Исполнительский и педагогический талант Орлова настолько вдохновили Леонида, что он основательно занялся музыкой, детально изучил теорию и после школы сумел поступить в музыкальное училище при московской консерватории: в нём учился замечательный цыганский гитарист Дуфуня Вишневский, чья игра восхищала Лёню. По окончании училища он работал в ярославской филармонии, потом – в рыбинской музыкальной школе №1. Параллельно писал музыку и концертировал. Но ему хотелось глубже понять это искусство, и он решился уехать в Латинскую Америку – край, где, с одной стороны, сильна давняя традиция гитарного исполнительства, берущая корни в Испании, с другой — приветствуются новаторские решения, даже самые нестандартные.
В Новом Свете судьба Лёни сложилась удачно. Он преподавал в музыкальной школе, консерватории, играл в театре, много концертировал, записал альбом своих произведений, выпущенный в Колумбии. Несколько лет назад Леонид окончил факультет музыкальных исследований иезуитского университета «Католико дель Эквадор». Сегодня он преподаватель по классу гитары, ансамбля, теоретических музыкальных предметов факультета искусств и гуманитарных наук университета де Лос Эмисфериос в Кито и активно концертирующий музыкант, выступающий в разных городах Эквадора и других латиноамериканских государств.
Опираясь на материалы своей магистерской диссертации, Леонид два года назад написал книгу «Магия струн во вселенской музыке», вызвавшей интерес и споры в музыкальной среде. Концерт «Concertino Cal`e», по словам автора, стал практической реализацией экспериментов, описанных в этой книге.
— Слово «кале» в названии моего произведения, — говорит Леонид Колесов, — в переводе означает «чёрные». Во-первых, так называется один из существующих в Андалусии диалектов цыганского языка, включающий элементы португальского, испанского и французского языков. «Кале» — это и сам цыганский народ, сделавший много для становления музыки фламенко, и его культура. Ведь цыгане – главные исполнители фламенко, которое является неотъемлемой частью классической андалусской культуры. Более того, база фламенко сохранила корни древнегреческой культуры. Однако это не чисто европейская музыка: она вобрала музыку не только цыган, но и евреев, и мавров. Фламенко по сей день популярно в Европе и в Латинской Америке. Например, когда у нас, в Кито, проходит День города, повсюду играют фламенко. Его же предпочитают и члены испанской диаспоры, когда устраивают периодические фестивали вина, проходящие в городских клубах круглогодично.
— В чём особенность концерта?
— Поскольку я люблю фламенко и одновременно являюсь приверженцем академической традиции, я решил эти вещи соединить. Концерт написан для оркестра бетховенского состава, но ещё в него включены туба, маленький ксилофон и кастаньеты. Валторн же не четыре, а две. Первая часть концерта составлена из эпизодов разных танцев музыки фламенко — фанданго (это вариант фламенко с арабскими корнями), гуахира и других — с элементами сонаты, но в моей манере. Каденция во второй части – в стиле солеа (в переводе «одиночество»). Основа же второй части – классическое танго, которое тоже пришло из Андалусии. У меня оно в большей мере выражено как фаррука – это сложный вариант танго, который всегда танцует один мужчина. Теперь можно увидеть и женские варианты исполнения. Но женщина обязательно переодета в мужской костюм. Последняя часть с небольшим медленным вступлением – в стиле булерия. Это «танец-издёвка» (от испанского «бурлар» — издеваться) — один из наиболее популярных танцев фламенко.
— Где и как прошла премьера?
— В Эквадоре четыре государственных симфонических оркестра. Для тринадцати миллионов человек это не так мало. Я отдал партитуру во все, и Андреа Вела – руководитель оркестра в городе Лоха — приняла его в репертуар. Лоха – это один из культурных и туристических центров Эквадора, основанный в 16 веке конкистадорами. Сыграть в нём почётно. Концерт состоялся 17 апреля. В городе в тот день были праздники. Примечательно, что 14 мая там отмечался день цыганского народа. Для меня это по-своему символично.
Запись концерта Concertino Cal`e» Леонида Колесова можно послушать и посмотреть на www.youtube.com. Теперь у музыканта в планах – сыграть его в следующем году с национальным симфоническим оркестром в Кито. Есть надежда на то, что концерт прозвучит и на Ярославской земле.
Ольга Симонова