Говорят, торговля – двигатель прогресса. Еще говорят, что этот вид бизнеса – самый легкий путь наживы. Купи, дескать, дешево, быстро и дорого продай и получи свои дивиденды. Ни тебе страсти по производству, ни рисков инвестиционных вложений в модернизацию и оборудование.
— Ну, «деньги — товар — деньги» — самая простая схема товарно-денежных отношений в обществе. Спорить не буду, не мы формулу вывели, не нам ее и критиковать, — говорит индивидуальный предприниматель Алексей Романов. — А тем, кто считает торговый бизнес легким и необременительным, скажу так: добро пожаловать и флаг вам в руки. Бери деньги, езжай за товаром, торгуй – кто не дает-то? Но что-то многие начинали, да не все продолжали свою «легкую» торговлю.
Алексей Романов пришел в бизнес 17 лет назад. Раньше работал на рыбинском МДК «Свобода» сначала у станка, затем – председателем проф-союзного комитета два выборных срока подряд, в отделе сбыта предприятия. Окончил авиационный техникум и Московский лесотехнический университет, имел на заводе вполне определенные виды на карьеру, но сделал ее в другой сфере бизнеса.
— Порой правильные решения приходят неожиданно, — вспоминает он сегодня. — Жена — медицинский работник — в тяжелые девяностые начала заниматься предпринимательской деятельностью. А затем присоединился к ней и я. Жалею? Нет. В любом деле может быть и самореализация, и удовлетворение. Причем не только материальное. Но идея тогда у нас была простая — создать для семьи основу, твердую почву под ногами, чтобы в будущее можно было смотреть уверенно.
Начинали Романовы свою торгово-предпринимательскую карьеру, как и большинство тех, кто не жаловался на нехватку денег и задержку заработной платы, а принимал участие в построении своего материального благополучия сам, без начальников и опеки. Сумки в рюкзак — и на поезд или автобус в столицу, на Черкизовский рынок.
Этот рынок Романов называет меккой российского предпринимательства раннего рыночного периода. А Сенной рынок в Рыбинске — матерью и отцом местного самозанятого населения.
— Все ездили на «Черкизон», даже те, кто хотел иметь в своем гардеробе Dolce & Gabbana, воплощали мечты именно здесь, — смеется предприниматель и вспоминает свои первые шаги в бизнесе. — Мы остановились на мужском трикотаже, брали в основном Турцию, везли в Рыбинск, продавали на Сенном.
Мужская мода — не самая простая для России отрасль экономики. Долгое время считалось, что мужчине для нормального мироощущения нужен минимум одежды: брюки, рубашка, свитер с вытянутым воротом. То ли дело женский ассортимент, вот уж где можно разгуляться.
Однако Романов как начал специализироваться на торговле мужской одеждой, так и занимается этим до сих пор. Начал с рынка, затем открыл отдел в универмаге «Юбилейный».
— Не все выбрались с рынка, — рассказывает он о своем непростом решении потратить деньги на аренду и торговое оборудование в комфортных, но дорогих условиях торгового центра. — И мы сомневались, сможем ли окупить немалые вложения в увеличение ассортимента. И место у нас было не лучшее — в самом закутке второго этажа, и мужская одежда на тот период не была самым популярным товаром. Однако постепенно раскрутились, появились постоянные покупатели, которые приводили к нам своих родных и друзей. За несколько лет работы в универмаге в наш закуток проложили тропу, а риски оказались надуманными.
О постоянных покупателях Романов говорит с особенной интонацией. Тем временем очень многие в торговле не делают ставку на постоянство. Привез абы что, накинул свои торговые накрутки, продал абы кому и опять вперед, на оптовый рынок.
— Для нас всегда было важно качество товаров, которыми мы торгуем, — рассказывает Романов. — Думаю, это один из залогов успеха любого торгового предприятия. Даже в дикие девяностые мы искали в Москве хороших поставщиков, заказывали размерный ряд, включая интересы крупных мужчин, исследовали покупательские предпочтения, спрашивали мнение покупателей.
Маркетинг или мониторинг, как ни назови, вполне может быть и самодеятельным. Покупательский трафик в торговых центрах, опрос посетителей, подарочные сертификаты, скидочные карточки постоянным покупателям… Многие ли предприниматели озабочены исследованием своего сектора рынка?
— Успешные — да, озабочены, — говорит Алексей Романов. — А как иначе? Если мы не просчитаем заранее количество посетителей и их покупательские возможности, как мы будем уверены в возврате инвестиций в новый отдел или расширенный ассортимент товара?
Впрочем, расчеты расчетами, но основой развития микробизнеса становится собственный опыт вместе с собственными ошибками. Были они и у Романова. Решил он однажды открыть еще один отдел. Новый торговый центр казался перспективным, место выбрали центровое, не пожалели денег ни на высокую арендную плату, ни на новое торговое оборудование, ни на ассортимент — очень хотелось торговать не только трикотажем, но и брюками, костюмами, верхней мужской одеждой.
— А не пошла там торговля, хоть все поначалу казалось отличным, — вспоминает он о своей неудачной попытке расширить бизнес. — Думаю, дело было в том, что собственники торгового центра забыли о нем сразу после открытия. Нет, деньги они, конечно, с нас получали исправно. А вот развитием своих площадей, привлечением внимания к центру, увеличением количества покупателей никто не занимался. Пришлось отдел закрыть — еле отбили финансовые вложения.
Сегодня у Романова два отдела в ТЦ «Сенная площадь» под вывеской «Зодиак» и место на Сенном рынке. У него работают четыре нанятых продавца. Ассортимент, как он и мечтал, увеличился — к трикотажным джемперам и толстовкам прибавились костюмы, пиджаки, куртки. Товары выделяются из общего представления о мужской одежде — есть и яркие, и очевидно эпатажные для провинции экземпляры. Цены — далеко не самые низкие в Рыбинске. В чем секрет?
— Первое — никогда не брал банковских кредитов, всегда рассчитывал только на свои деньги,- рассказывает предприниматель. — Считаю, что в торговле с небольшим оборотом кредит — это смертельный номер. Пусть мы развивались медленно, но зато верно и с результатом. Второе — это постоянная работа с покупателями. Что им хочется носить, на что готовы тратить деньги, какие размеры нужны – все это мы исследуем постоянно. Третье — это качество. Всегда искал поставщиков с оптимальным соотношением цены и качества. Пусть джемпер стоит несколько дороже, чем в среднем по городу, но и носиться он будет дольше, и покупатель будет доволен, и своих друзей к нам приведет.
Разговоры о качестве товаров сегодня становятся особенно актуальными. Впрочем, то же самое можно сказать и о цене. Растущая иностранная валюта, в которой ведутся торговые сделки, делает проблематичным и то, и другое.
Романов говорит, что кризис 2008 года практически не заметил — его торговля плавно прошла все волны экономических проблем. А вот сегодня несколько сложнее.
— Продолжаем возить турецкий трикотаж, он действительно качественный, но цены существенно подскочили, — рассказывает предприниматель. — Ищем российских поставщиков. На днях вернулся из Москвы с выставки-презентации образцов мужской моды весны-лета будущего года. Проводил ее российский производитель. Хорошо, что у них осталось свое оборудование. Но надо понимать, что и сырье, и фурнитура даже у наших товаров импортные. Так и не смогли мы в «богатые» годы наладить собственное производство качественной шерсти для трикотажа, различных замков, пряжек и прочих видов фурнитуры. Но радует уже то, что производственные мощности позволяют увеличивать ассортимент мужской одежды и даже думать о моде будущих сезонов.
Итак, подведем итог. Что нужно, чтобы торговля узким ассортиментом товаров, в нашем случае это мужская одежда, развивалась? Судя по опыту Алексея Романова, это взвешенные риски. Да, порой и он рисковал, привозя в Рыбинск дорогие товары или неудачно открывая отделы. Но при этом он не отказывался от среднеценового ассортимента и не закрывал уже работающие торговые точки.
Еще он в постоянных исследованиях: что и почем нужно рыбинским покупателям? А самое главное, как он говорит, это образ ведения бизнеса:
— Да, в торговле можно быстро заработать. При этом важно, как ты распорядишься прибылью. Кто-то потратит ее на себя и в лучшем случае останется с теми же оборотами. Мы вкладывали деньги в развитие, увеличивали ассортимент, открывали новые отделы. Работали не на высокой наценке, а на большом обороте. Надеюсь, экономическая ситуация позволит нам развиваться в том же направлении.