Творцов информационных технологий и виртуальной реальности — IT-специалистов — чествовали в День программиста в ярославском ТЮЗе. Рыбинского учителя информатики Валерию Смирнову, педагога школы № 10, наградили как основателя династии программистов.
Мы узнали у Валерии Смирновой, как призвание информатика передается по наследству, чем сегодня школьники занимаются на уроках информатики, и как учиться, не выходя из дома.
— Расскажите о себе. Как вы выбрали профессию учителя?
— На самом деле у нас по женской линии целая математическая династия. Моя бабушка была математиком, и мама всю жизнь проработала в школе преподавателем математики. Я же — выпускница Демидовского университета, и в дипломе у меня — специальность «инженер-программист». В начале карьеры я работала в вычислительном центре КБ «Старт» и даже была признана лучшим молодым программистом в отрасли приборостроения. И одновременно вела в школе курс «Основы информатики и вычислительной техники». С тех пор учу детей уже тридцатый год. Более ста моих выпускников работают программистами в различных компаниях и на предприятиях России, преподают информатику в высших учебных заведениях.
— Ваши дети пошли по вашим стопам и продолжили династию?
— Чтобы работать учителем, надо быть человеком определенного склада. Мы всегда «лучше знаем, как надо». Я учила обоих своих сыновей информатике и математике, видела их потенциал. Когда встал вопрос, какую профессию выбрать, очень хотела, чтобы они пошли в информационные технологии. Ведь родитель, направляя в определенную область своего ребенка, как бы просчитывает ситуацию. Дети часто плохо представляют рынок профессий, не думают о будущем – а какая будет у меня зарплата, а востребована ли моя будущая специальность на рынке труда? А инженеры-программисты, веб-дизайнеры сейчас очень нужны в любой области. Старший сын тем не менее, выбрал иную профессию – он строитель. А младший с детства шел по этой дороге — ходил в кружок программирования при ЦДЮТ, занимал призовые места в конкурсах и олимпиадах по информатике. По окончании школы он уже точно знал, куда будет поступать. Борис закончил Московский институт связи, криптографии и информатики и сейчас работает по профессии.
— Чем запомнился вам День программиста, проходивший 14 сентября в ТЮЗе?
— Праздник был организован просто замечательно, давно я не была на столь интересных мероприятиях! Было много делегаций из разных школ и районов области. День программиста совместили с награждением детей — победителей дистанционных олимпиад по различным предметам. Во второй части состоялись дебаты, затрагивающие важные вопросы. Профессия программиста – насколько она востребована сегодня? Какие новые профессии в программировании возникают в связи с выходом на новый уровень информатизации? Интернет – это благо или зло, помойка или сокровищница? Нужна ли там цензура?
Меня приятно удивило, что дети не стеснялись высказывать свое мнение, спорили с ведущими и приглашенными экспертами, среди которых был ректор Демидовского университета, делали самостоятельные выводы.
— Современный ребенок – уверенный пользователь ПК. Чему сегодня учат на уроках информатики?
— Современный ребенок – активный пользователь социальных сетей и программного обеспечения для интерактивного общения. Информатика не учит пользоваться сетью, мгновенно переписываться в чате или болтать по скайпу, нет. Задача ученика теперь – понять, как организован чат с технической точки зрения, по каким принципам работает IP-телефония в скайпе. Информатика учит понимать, как это все устроено, чтобы потом создавать что-то новое. Раз компьютер так плотно вошел в нашу жизнь, современный школьник должен уметь использовать его в повседневной жизни – научиться за наименьшее количество шагов, с наименьшими усилиями и затратами получить наибольший результат.
— Вы педагог с почти тридцатилетним стажем. Как изменился подход к преподаванию за прошедшие десятилетия? А что осталось неизменным?
— Когда появились ПК и ноутбуки, в школе учили именно информационным технологиям – пользоваться офисными и сетевыми программами. А сейчас мы учим детей анализировать – как эти офисные программы сделаны, а главное — как можно сделать их самому. Информатика сейчас максимально приблизилась к программированию. Можно сказать, она вернулась к своим истокам, к 1985 году. Много внимания мы уделяем изучению теории информатики, развитию логического, абстрактного мышления, к умению строить алгоритмы. Вся теория информатики основана на математике, без этих знаний невозможно заниматься информатикой сколько-нибудь серьезно. Неизменным желанием ребенка – как в 1986-м, так и в 2015 году — осталось написать свою компьютерную игру. И информатика сейчас позволяет создать свою «игрушку» или тренажер, пусть несерьезный, но детям очень нравится этим заниматься.
— Расскажите о ваших инновационных проектах.
— Наша школа № 10 много лет подряд была муниципальным ресурсным центром по организации дистанционного обучения в Рыбинске. Наши педагоги разработали краткие дистанционные курсы по информатике. Мой курс называется «Видеомонтаж на персональном компьютере». При помощи таких курсов девятиклассник решает, стоит ли ему заниматься информатикой углубленно, он пробует силы перед тем, как выбрать дальнейшее направление для учебы. А дистанционность экономит время учеников. Обучение ведется онлайн по скайпу, как видеоконференция. Также школьник может в любое удобное время войти в так называемую обучающую среду Moodle и там в удобном ему режиме выполнять задания наших курсов.
В мае 2014 года наш коллектив учителей информатики наградили за целенаправленную работу по освоению и использованию новых информационных технологий, а школу включили в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России». Сейчас мы входим в команду ярославского портала дистанционного обучения «Знание» и разрабатываем дистанционные курсы внутри этого портала для учеников всей области.
Вообще Рыбинск в педагогическом плане всегда на передовой, любит инновации, не закрывается от нововведений. Рыбинские учителя – большие трудоголики, они стараются привнести в педагогику что-то новое и очень любят своих детей.
Умница, Валерия Владимировна!