Не утихают споры среди художников и зрителей: где место искусству – только в музеях и галереях или же повсеместно (на репродукциях, постерах, рекламных щитах). У рыбинцев есть возможность еще поразмышлять на эту тему – в конце сентября вышел в свет календарь «Рыбинск в картинах рыбинских художников».
Получилась очень осенняя премьера – обложка календаря в бежево-золотистых тонах. Внутри – двенадцать лиричных пейзажей, тихих уголков и парадных видов Рыбинска.
Мрачно-притягательный в мягких сумерках апрель Николая Малафеева соседствует с неожиданно розовым, умытым, по-мальчишески задорным октябрем Владимира Палкина.
Листая календарь, любуешься румяным морозным декабрем Александра Шевелева, замираешь перед сочным грозовым августом Евгения Лимарева – контрастным, пронизанным ощущением быстрого и шумного летнего дождя. Разглядываешь отданный Василию Трамзину ноябрь – с графичными деревьями, со свинцово-студеным небом.
Пять художников, пятьсот экземпляров.
Автор идеи — рыбинец Алексей Иванов, фотограф, ценитель живописи. Идею подобного издания он пестовал уже давно – еще в далеком 1996-м по заказу его фирмы вышли лаконичные календарики-визитки с пейзажами Василия Трамзина и Михаила Соловьева, тогда пришедшиеся по вкусу и друзьям, и клиентам. Тема маленького настольного «окошка в другой мир» продолжилась календарями-домиками с фотографиями цветов и рыб.
— Здорово же, вроде как маленький аквариум на столе, — улыбается Алексей. Мысль отойти от фото в пользу живописи и приблизить творцов чуть ближе к народу все эти годы не отпускала предпринимателя.
— Фотография конкретна, она фиксирует пейзаж, — говорит бизнесмен. — Художник совершенно по-другому работает, он пропускает увиденное через себя и свое настроение. В результате, как мне кажется, картина затрагивает зрителя сильнее.
И вот однажды, когда Алексей фотографировал работы Владимира Палкина для архива художника, он подумал: а почему бы не сделать календарь большого формата, где на каждый месяц приходилась бы картина рыбинского творца. Он заручился поддержкой Владимира и других живописцев. В общей сложности Алексей пересмотрел около 60 работ.
— Фотографировал их сам, при этом получил бесценный опыт. Пришлось потрудиться, прежде чем получились безупречные снимки, — вспоминает он.
Свой проект Алексей Иванов не торопится называть коммерческим начинанием. Часть тиража сразу была передана художникам, а остальные календари продаются почти по себестоимости.
О художниках, которые приняли участие в проекте, можно узнать на последней странице издания, здесь даже указаны контакты, по которым с ними можно связаться. Это тоже инициатива Алексея, он открыл для себя, что многие художники практически творят в стол!
— Некоторые из них не активны с точки зрения коммерции, — сетует фотограф. — У них совсем отсутствует предложение в интернете, а на сегодня это наиболее актуальная и доступная площадка купли-продажи. Недаром Стив Джобс говорил, что если вас нет в интернете, вас нет и в бизнесе.
— Популяризация работ очень важна для художника, — соглашается художник Николай Малафеев. Свое участие в проекте он называет приятным событием. — Ведь если есть, что показать, зачем таить от людей? Другой вопрос – насколько качественная получается репродукция. Этот календарь оцениваю положительно. А вообще, сейчас само время располагает к тиражированию. Это раньше картины были доступны лишь избранным, теперь соцсети и недорогая печать приблизили их к людям. Считаю, художники должны вовсю пользоваться такой возможностью.
Но кто построит мостик между камерным миром муз, холстов, красок и уайт-спирита и публикой, которая может проголосовать за твои шедевры рублем? Частично функции такого медиатора решил взять на себя Алексей Иванов. Бизнесмен создал в Фейсбуке группу с аналогичным календарю названием — «Рыбинск в картинах рыбинских художников», куда планирует загружать фото картин. Сейчас он отбирает работы уже для следующего календаря, открывая для себя новых местных живописцев.
— Через работы разных художников смотришь на абсолютно новый Рыбинск. В рамках соцсетей даже можно группировать картины по направлениям, например, собрать разные виды одного дома или улицы, — поясняет Иванов.
Думается, отличное начинание – расширить круг зрителей живописи при помощи интернета и недорогих полиграфических изданий. Что кривить душой — не каждый дойдет до музея, не каждый может позволить купить мелованный альбом живописи за несколько тысяч рублей. Можно, конечно, спорить, но популяризировать искусство нужно.
Вспоминаются слова рыбинского художника и преподавателя Андрея Васильева: «Картина без зрителя, что актер без сцены. Нет смысла творить и складывать их в каморке».
Отличная идея: не ждать, пока люди дойдут до твоего чердака, пропахшего красками, а самому выйти к ним – с репродукциями, календарями, постерами. Постеры в крупных музеях, кстати, совсем недорогие, доступные и студенту, и пенсионеру.
Художники, не прячьте шедевры, не бойтесь недорогих репродукций. Здорово, если нас со всех сторон будет окружать искусство. Стены в детском саду, расписанные художником, а не просто оклеенные безликими обоями. Мастер-классы, проведенные перед школьниками, – все это позволит развивать вкус. С каждого календаря и рекламного щита должна смотреть красота. Искусство — в массы!