Супруги Лариса и Евгений Клюкины вот уже почти год работают в городской больнице №1, отдавая свои знания и профессионализм рыбинцам. Она — врач-анестезиолог, он — хирург. Родом они с Украины. Но из-за разразившегося на их родине военного конфликта представители одной из самых важных и уважаемых профессий оказались в незавидном положении беженцев.
Вместе со всей своей семьей они уехали в Россию, в Рыбинск, где как раз не хватало специалистов их профиля. Однако супруги далеко не сразу приступили к работе, сначала им пришлось подтверждать свой профессиональный уровень и дипломы в Москве. Новый быт, новая работа и, по сути, новая жизнь. Как она складывается?
Медпомощь под бомбежками
Мы беседуем с Ларисой Клюкиной в ординаторской анестезиолого-реанимационного отделения. Периодически нить ее повествования прерывается – ей нужно подойти к пациентам, обсудить с коллегами неотложные медицинские вопросы. Чувствуется, что человек в своей стихии, на своем месте, его знания и опыт нужны.
Они с супругом приехали из Шахтерска, что в Донецкой области. О своем вынужденном отъезде, а точнее бегстве, Лариса Сергеевна рассказывает внешне спокойно. Когда начались боевые действия, они были в отпуске, но все равно Евгений Николаевич периодически уезжал оперировать раненых. Когда ситуация стала совсем серьезной, линия огня приблизилась вплотную настолько, что пациентов стали отправлять в другую больницу, они воспользовались предоставленным случаем, чтобы быстро собраться и уехать в другой населенный пункт, находившийся дальше от места военных действий. Как оказалось, это было началом далекого путешествия в другую страну. При этом Евгений Клюкин периодически возвращался в родной разоренный город оперировать. Супруги поддерживали связь только по телефону и очень переживали друг за друга. Стало понятно — надо бежать дальше, и Клюкины отправились в Россию с несовершеннолетним сыном, дочерью, ее мужем, двумя внуками, младшему из которых в ту пору было всего двадцать дней.
«Думали не о себе, а о том, как спасти детей», — материнские чувства Ларисы Сергеевны легко понять.
Решение податься в Рыбинск оказалось совершенно случайным.
«Наши родственники в ту пору уже находились в лагере беженцев в Ростовской области, где работали волонтеры из Ярославской области. От них мы и узнали, что у вас не хватает врачей», — рассказала женщина. Через активистов семья смогла получить всю необходимую информацию о медицинских учреждениях города, и, узнав, что в горбольнице №1 есть две подходящие вакансии, принял окончательное решение.
Про человеческую отзывчивость, красоту и… грибы
Рыбинск приятно удивил украинцев своей старинной архитектурой, но главное, что поразило семью Клюкиных на новом месте жительства, это природа. Волга, Черемуха, живописные парки и леса. У себя, в родном Шахтерске, они привыкли к степным просторам и сорокаградусной летней жаре. «Смешно сказать, но именно здесь я научилась собирать и готовить грибы. Для нас с семьей поход в лес – это лучший отдых. Бродить среди высоких деревьев мы можем даже в дождь. Мне так нравится слушать, как капли барабанят по земле, как шелестят листья под ногами. А уж собирать грибы – отличное занятие. В своем родном городе мы их даже попробовать не могли – мама с детства мне запрещала. У нас ведь шахты, металлургические заводы, неблагоприятная радиационная обстановка, да и грибы росли только условно-съедобные. Будучи реаниматологом, мне за почти двадцатилетнюю практику приходилось не раз сталкиваться с пациентами, отравившимися такими дарами природы. Здесь же я настолько увлеклась тихой охотой, что как только выдается свободное время – сразу в лес», — с улыбкой рассказывает Лариса Сергеевна. Правда, свободного времени у супругов Клюкиных не так много – больнице, обустройству нового дома приходится отдавать много сил.
Выходя на новую работу, Лариса Сергеевна больше всего опасалась, как ее встретят будущие коллеги. Но волнения женщины очень быстро развеялись. «Когда ты уже не молоденькая девочка, всегда волнительно менять место работы, вливаться в новый коллектив. Когда мы приехали в Рыбинск, то поддержку оказывать было некому – родственников и друзей здесь нет, но нам повезло, новые коллеги оказались добрыми, отзывчивыми людьми. Не каждый главный врач больницы в свое свободное время будет заниматься бытовыми проблемами сотрудников, интересоваться, как они устроились на новом месте, какие у них есть нужды. Благодаря неравнодушному отношению наших коллег мы были обеспечены всеми предметами первой необходимости вплоть до фена. В профессиональном смысле я также им очень благодарна. На первых порах они с готовностью отвечали на все мои вопросы, консультировали по поводу новой медтехники, с которой мне не приходилось сталкиваться прежде. Такая поддержка не просто приятна, она необходима, ведь в конечном итоге для врачей важно сделать все, чтобы помочь пациенту, поэтому нужно работать дружной командой», — говорит Лариса Сергеевна, добавляя, что утром ей хочется идти на работу, а вечером – возвращаться домой.
Для многих людей это и является счастьем. И в самом деле, чего еще желать, когда рядом любимые дети и внуки. Все живут под одной крышей. Приятным сюрпризом стало то, что дефицитным медицинским кадрам город оплачивает съемное жилье. Для семьи, которая только-только встает на ноги после нелегкого переезда, – это очень большое подспорье.
Пустили корни
Семья Клюкиных начала все заново в Рыбинске, и, похоже, что ее члены об этом не жалеют. К слову, Евгения Николаевича всегда тянуло в наши края. Его родители родом из Вологодской области, есть родственники в Ленинградской и Архангельской областях. «А я человек степной, у меня практически все родственники остались на Украине, за исключением брата, который живет во Владивостоке. Сейчас мы с ним общаемся намного чаще. Конечно, по дому очень скучаем. Там прожита большая и, наверное, лучшая часть жизни. В последний отпуск мы с мужем побывали на родине. Чувств – море, и главные из них – обида и тоска», — при воспоминании о родном Шахтерске у Ларисы Сергеевны на глаза наворачиваются слезы. Говорить об этом тяжело, но она понимает – прошлого не вернешь. Важно то, что происходит в настоящем. Оба супруга работают, младший сын ходит в школу, зять устроился в ОАО «НПО «Сатурн», дочь воспитывает детей – спокойная жизнь обычной семьи, которая не боится, что завтра за окнами будут рваться снаряды.
Сейчас у членов семьи есть разрешение на временное проживание на территории России, которое будет действовать до 2018 года. В дальнейшем они планируют получить российское гражданство.
«Возвращаться назад не то чтобы страшно, просто нужно строить жизнь здесь. Где есть то, что нас держит – работа, новый дом, трудовой коллектив, — говорит женщина. — Мы пустили здесь корни и вновь срываться с места не хотим».