Его пейзажи привлекают простой красотой родного края – перед ними застываешь, как перед ржаным полем с синими пятнами васильков, как перед окном, за которым медленно падают большие хлопья первого снега.
Любой, кто был в деревне или гулял по лесу, узнает сюжеты и состояния природы, написанные художником, – весенний разлив, заросший деревенский пруд, золотая березовая роща.
Зачастую работы Чердакова пронизаны движением, оно не бурное и порывистое, а чуть заметное. Трепещут на ветру молодые осинки на фоне темно-зеленой стены елок. Начинают свой заплыв по пруду важные утки.
Нередко повторяется мотив дороги как приглашение в путь, в неизведанное, дорога зовет за околицу, тревожит и манит одновременно. Отсутствие статичности видится также в выборе художником природных переходных состояний.
— Хочется передать быстро изменяющиеся мгновения природы. Меня не привлекает разгар лета, например. Намного интереснее написать октябрьский первый снег или таяние льда в апреле, — рассказал художник.
На картинах Вячеслава Анатольевича очень много снега, зимы, которая нам еще предстоит. Многие гости сошлись во мнении: это время года лучше всего удается художнику.
И правда – Вячеслав Чердаков так пишет зимние сумерки в сосновом бору, что, глядя на картину, чувствуется запах морозной хвои, слышится скрип снега.
Вячеслав Чердаков, рассказывая о процессе создания картины, проводит параллель с литературой:
— Когда читаю Бунина, у меня ощущение, что я даже запахи чувствую со страниц его книги. Так же я и рисую — погружаюсь в картину с головой. Если пишу зиму, мне даже становится холодно, и я пытаюсь это состояние перенести на картину.
По признанию мастера, пишет он очень быстро, большое полотно способен создать за 4,5 часа. Работает художник много и плодотворно. На выставке представлено порядка 70 его работ, но это лишь вершина айсберга.
— Более 4,5 тысячи работ гуляют где-то по свету. Я их не коллекционирую, не держу. Показал – и расстаюсь с ними без проблем, — говорит художник.
Вячеслав Анатольевич признается: он все время находится в поиске новых сюжетов. Много путешествует, набирается впечатлений, а потом пишет по памяти. Любимым районом Ярославской области он назвал Большесельский.
Летний пейзаж в Большом Селе с церковью Петра и Павла на заднем плане по композиции и колориту очень напоминает знаменитый поленовский «Московский дворик».
«Очень понятные картины» — такие отзывы звучали на выставке. Ясность в выборе сюжетов не противоречит выразительной глубине пейзажей Чердакова.
Его «Снег в октябре», «Апрель», «Теплый вечер» — тонкие, манящие, затягивающие. Они, как лирика, как любимая негромкая музыка, воздействуют не на разум, а на чувства, не отпускают и зовут увидеть их снова и снова.