новости 13 ноября 2015

Рыбинские гидросооружения. Диагноз: исправны

Рыбинское море, ГЭС, шлюзы, дамбы… Все это не только украшает жизнь благами цивилизации, обеспечивает свет, воду, судоходство. Гидросооружения, особенно когда их концентрация на земле столь плотна, как в Рыбинске, вызывают вопросы, споры, слухи о том, насколько безопасны они для населения. Не прорвет ли плотину? Не выйдет ли из строя важный агрегат? Не смоет ли город, поселок, деревню вырвавшаяся из-под человеческой опеки водная стихия?

IMG_4268Фантазия наша не всегда оптимистична и подсказывает порой не самые радужные перспективы. Поэтому вопросы о безопасности вполне закономерны. И на них требуются ответы. Их-то и получили участники встречи с руководителями объектов, входящих в структуру гидросооружений, состоявшейся на территории Рыбинской ГЭС. А в обоснование своих утверждений специалисты привлекли науку.

Вячеслав Малаханов, профессор кафедры гидротехнических сооружений МГСУ, был участником полномасштабных исследований состояния рыбинских шлюзов, которые проводились в 2010 году. Он знает о плотинах все, что собрал человеческий опыт за пять тысяч лет, – именно такой возраст имеют самые старые известные миру гидросооружения.

— В суровых российских условиях климата таких примеров долгожителей, конечно, нет, — рассказывает Вячеслав Малаханов. – Но за Уралом я видел работающие плотины, возраст которых двести и более лет. Вся гидротехника базируется на гигантском накопленном опыте строительства и эксплуатации.

В современной классификации гидросооружения делятся на классы. Первый и второй класс считаются самыми ответственными, и срок их эксплуатации рассчитан на сто лет. К таким относятся и рыбинские сооружения.

— Но это не значит, что по истечении века рыбинские ГЭС или шлюзы нельзя будет использовать в работе, — говорит профессор. – Гидросооружения — это природопреобразующие объекты. Мы можем снести старый жилой дом и построить новый. С плотиной так поступить нельзя. К концу столетия мы должны выполнить капитальный ремонт, и тогда можно рассчитывать на очередные сто лет эксплуатации.

Все, что в Рыбинске относится к гидротехнике, находится под жестким контролем государства. Закон о безопасности гидросооружений, декларации безопасности каждого объекта, которые представляются каждые пять лет, независимые обследования, текущий ремонт… Вячеслав Малаханов говорит, что степень отклонения состояния сооружений от нормативного имеет четыре оценки: объект может быть исправным, работоспособным, ограниченно работоспособным и неработоспособным. Рыбинские сооружения имеют высшую оценку – они исправные.

IMG_4266Андрей Дережков, директор филиала ПАО «РусГидро» — «Каскад Верхневолжских ГЭС», в безопасности своих объектов абсолютно уверен. Уверенность эта основана на практической работе.

– В теле всех сооружений установлено 462 контрольно-измерительных прибора, данные с которых поступают в онлайн-режиме в единую информационную систему, — рассказывает директор. — Постоянный мониторинг, визуальные осмотры, инструментальный контроль, ежемесячные проверки государственных контролирующих организаций, независимые экспертизы — все это обеспечивает безопасность по самым высоким стандартам.

Новую декларацию безопасности Рыбинская ГЭС получила в июне 2015 года, пройдя серьезные обследования всего хозяйства. А оно немалое. Рыбинский гидроузел состоит из двух створов: Волжско-Шекснинского – это здание ГЭС и плотины, и Волжского створа, к которому относится водосливная плотина и судоходный шлюз.

— Здание ГЭС относится к сооружениям плотинного типа, — рассказывает Андрей Дережков. — Они массивны.Так, в основание здания Рыбинской ГЭС уложено 374 тысячи кубических метров бетона — около миллиона тонн без оборудования. Этот вес способен удерживать напор воды, который создается разницей в уровнях 16 метров. При возведении водосливной плотины использовано 242 тысячи кубических метров бетона.

Земляная плотина по основанию имеет ширину 270 метров, по гребню, там, где проходит автомобильная дорога, — 25 метров. Ее максимальная высота — 32 метра. Внутри – железобетонная стена длиной 524 метра как дополнительное укрепление и без того мощного сооружения намывного типа.

— Объем насыпи всех земляных сооружений нашего гидроузла — 5764 тысячи кубических метров, — говорит директор. – Это примерно 144 тысячи стандартных железнодорожных вагонов, составив которые, мы могли бы получить поезд длиной 3600 км. Или две пирамиды Хеопса. А общий объем земляных работ составил более 10 миллионов.

Для чего все эти сравнения? Для того чтобы понять, сколь грандиозны рыбинские гидросооружения и как трудно представить себе их разрушение. По крайней мере, Андрей Дережков не смог назвать никаких примеров возможной техногенной катастрофы. Любое внешнее воздействие может нанести плотине частичный ущерб, который не приведет к полному разрушению. А манипуляции с результатами исследований 2010 года директор называет необоснованными. Мысль эту подтверждает и Вячеслав Малаханов:

— Я лично принимал участие в этих работах, которые проводились в рамках обеспечения безопасности шлюзов. На тот момент мы выявили незначительные разрушения внешнего слоя бетона, которые образовались за время эксплуатации с 1952 года.

Рыбинские шлюзы сегодня находятся в ведении ФГБУ «Канал имени Москвы». Директор филиала в Рыбинске Тимур Борисов рассказывает, что очередную декларацию о безопасности шлюз получил в июле 2015 года.

Это сооружение считается самым крупным на Верхней Волге и обслуживает более четырехсот километров водного пути. Оно тоже относится к первому классу гидросооружений, срок эксплуатации которых определен в сто лет.

Сегодня шлюз пропускает около 10 тысяч судов за навигацию и выполняется порядка 5-6 тысяч шлюзований. А максимальная его производительность была зафиксирована в 70-80 годы прошлого века, когда через рыбинский шлюз проходило до 22 тысяч судов и количество шлюзований достигало 11 тысяч.

— По результатам исследований 2010 года мы начали проводить ремонты и замену оборудования, — рассказывает Тимур Борисов. – Заменены верхние и нижние ворота шлюзов, в рамках реконструкции проведена комплексная замена оборудования – всех шандорных заграждений, ремонт основных затворов, заменено оборудование насосной станции осушения. С применением современных материалов выполнен ремонт водопроводных галерей, которые наполняют камеру шлюза за 7-8 минут, — это довольно высокая скорость.

Шлюзы — это массив бетонных сооружений толщиной от трех метров и более. Как говорит директор, трещины были «волосяные», затрагивающие внешний слой бетона:

— Максимально 10-15 см в глубину при массиве бетонных стен камеры от трех метров в самых узких местах до 5 метров. Их ремонт – это, скорее, косметическая процедура. В перспективе – замена всех затворов, верхних аварийных ворот, механического и электротехнического оборудования. Всего на реконструкцию потратят несколько миллиардов рублей. В результате будет обеспечена долгосрочная безопасная работа шлюза, но и сейчас его состояние соответствует всем нормам безопасности.

Тимур Борисов сравнивает ремонт шлюза с ремонтом квартиры. Мы же не считаем свой дом опасным только потому, что у нас отклеились обои. Мы просто приклеиваем их на место.

Как и Рыбинская ГЭС, шлюз имеет высшую оценку в системе критериев гидротехнических сооружений: он исправен. А это значит, что ответ руководителей на волнующий многих вопрос о возможных авариях такой: эксплуатация рыбинских гидросооружений безопасна.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме