новости 20 ноября 2015 13:24

На страже конкуренции

2015 год стал юбилейным для антимонопольных органов Российской Федерации. 14 июля 1990 года, 25 лет назад, был образован предшественник Федеральной антимонопольной службы ­ Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России). В 1991 году был принят первый антимонопольный закон – Закон РСФСР о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
И в тот же год появилось территориальное антимонопольное управление в Ярославском регионе.

sg1_0789_printedА 5 декабря объявлено Международным днем конкуренции.

Между этими двумя датами мы встретились с руководителем УФАС России по Ярославской области Алексеем Ширковым.

-Алексей Викторович, как отмечает антимонопольная служба свои профессиональные праздники?

-Различные мероприятия проходили в течение года. В сентябре состоялась коллегия федеральной антимонопольной службы, на которой присутствовал Президент России Владимир Путин. В октябре в Ярославле наши сотрудники высадили деревья в Бутусовском парке – клены, пихты, рябины. В ноябре планируем провести день открытых дверей для студентов ярославских вузов – мы заинтересованы в молодых юристах, экономистах, выпускниках факультетов государственного и муниципального управления. Собираемся организовать небольшую тематическую выставку, пригласить ветеранов службы на праздник. Но в целом юбилей отмечаем штатной работой: проверки, встречи с органами власти и предпринимательским сообществом.

-Встречи носят просветительский характер?

-Скорее, это адвокатирование конкуренции, создание таких условий, прежде всего информационных, при которых всем участникам рыночного процесса будет понятна необходимость соблюдения требований добросовестной конкуренции, эффективность конкурентных подходов, обязательность соблюдения положений законодательства. Мы заинтересованы в том, чтобы бизнес знал нормы законов и лишний раз не нарушал их. Штрафы, накладываемые на юридические лица за нарушения антимонопольного законодательства, немалые – от ста тысяч рублей. А, например, для должностных лиц при нарушениях организации госзакупок штраф – до 50 тысяч рублей, при ограничении конкуренции – 15 тысяч. Если же фиксируется вторичное несоблюдение закона, речь идет уже о дисквалификации и запрете занимать государственную или муниципальную должность в органах власти. Поэтому мы организуем встречи и с представителями власти, большое внимание уделяем соблюдению законодательства при проведении государственных и муниципальных закупок.

-Ваши собеседники проявляют интерес во время встреч, задают вопросы, делают предложения?

-Да, есть и пожелания, и предложения. Радует, что поступают просьбы провести встречу по конкретным поводам. Например, недавно из Рыбинска поступил запрос на обсуждение вопросов подключений к источникам электроэнергии садоводческих товариществ, гаражных кооперативов. Таких вопросов достаточно много, и в прошлом году мы создали при службе общественный совет по электроэнергетике. Кроме того, постоянно действует общественный консультационный совет по всем направлениям защиты конкуренции.

-То есть вы не заинтересованы в наложении штрафов?

-Мы заинтересованы в исполнении законов, поэтому пользуемся любой возможностью разъяснить и найти взаимопонимание. Так, мы будем участвовать в мероприятиях ярославского проекта «Бизнес и власть: откровенный диалог», который состоится в ноябре. Мы стремимся помочь хозяйствующим субъектам и действуем в интересах граждан. Что лучше: найти нарушение в аптеке или убедиться, что лекарства продают по установленной цене? Ответ очевиден. Более того, по ряду выявленных нарушений мы вначале выносим предупреждение, устанавливаем срок на устранение. И только если нарушение продолжается, возбуждаем дело и налагаем штрафные санкции. Но превентивные меры стоят на первом месте.

-Как ваша работа связана с органами власти?

-В рамках законодательства о проведении госзакупок № 223­ФЗ. Приведу один из последних примеров. Ярославская антимонопольная служба признала незаконными действия ГБУ «Яроблтранском» при проведении закупки автоматизированной системы учета и оплаты проезда в общественном транспорте на сумму более 68 млн рублей. Поводом для проверки стала жалоба ООО «Техно­-Трейд» из Санкт-Петербурга — одного из потенциальных участников конкурса. Способ закупки был выбран без учета конкурентной среды, и договор был заключен с единственным поставщиком. Тем временем рынок производства и поставки автоматизированных устройств для оплаты проезда в общественном транспорте достаточно конкурентный, на нем работает сразу несколько хозяйствующих субъектов. Мы сочли действия ГБУ ЯО «Яроблтранском» нарушающими закон «О закупках» и закон «О защите конкуренции». На основании этого заявитель может подать иск в суд о признании договора недействительным.

Также мы сочли незаконной продажу мэрией Ярославля ОАО «Яртелесеть». Это решение было обжаловано в арбитражном суде, который и признал нашу правоту. В этом случае нарушение заключается в том, что один из двух участников конкурса должен был быть отстранен еще до проведения конкурсной процедуры по юридическим основаниям. Однако конкурс мэрия провела, и договор купли-­продажи был заключен. Хотя по закону нужно было объявить новую конкурсную процедуру и снизить цену.

-Каковы юридические последствия этого решения?

-В арбитражный суд поданы иски УФАС по ЯО и ярославской областной прокуратуры о признании сделки по продаже ОАО «Яртелесеть» недействительной. Если иски будут удовлетворены, предприятие вернется в муниципальную собственность.

-«Яртелесеть» фигурирует еще в одном резонансном деле о предоставлении населению бесплатных телевизионных каналов.

-Да, к нам обратились жители Ярославля, которые потребовали от предприятия предоставить им не несколько десятков платных, а 10 бесплатных общедоступных федеральных каналов, которые были прописаны в законе на тот момент, сегодня их уже 20. Однако жители не смогли добиться выполнения своих законных требований. Мы сочли «Яртелесеть» нарушителем антимонопольного законодательства. В декабре арбитражный суд рассмотрит апелляцию предприятия, и если суд нас поддержит, с аналогичными заявлениями могут обращаться все пользователи кабельных сетей, желающие бесплатно получать определенные законом телевизионные каналы.

Еще один случай может быть полезен населению. Это признание ОАО «Ярославль-водоканал» нарушившим антимонопольное законодательство. Нарушение выразилось в том, что предприятие отказывало в присоединении нескольких жилых домов к сетям инженерного обеспечения, возлагая расходы на собственников. Тем временем оно обязано самостоятельно осуществить действия по созданию систем коммунальной инфраструктуры по водоотведению до точек подключения на границе земельного участка.

-Могут ли воспользоваться последствиями такого решения рыбинцы?

-Если рыбинский «Водоканал» пойдет по стопам ярославского коллеги, жители могут обратиться с заявлениями к нам в УФАС.

В Рыбинске недавно было возбуждено дело в отношении ООО «Домен» по признакам нарушения закона «О рекламе». Поводом послужили жалобы на то, что предприятие разместило на билборде рекламу следующего содержания: «Кухни №1 в Рыбинске Спутник Стиль», при этом не указав, в какой категории они являются первыми и какими документами это подтверждено. Мы сочли, что реклама содержит некорректное сравнение с другими товарами, которые произведены и реализуются другими продавцами, а также не соответствующие действительности сведения о его преимуществах.

Примеров защиты добросовестной конкуренции можно привести достаточно много. И я считаю, что в юбилейный год мы вошли с хорошими показателями. По итогам 2014 года Ярославское управление ФАС заняло 11 место из 84 территориальных управлений России.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме