новости 4 декабря 2015 16:05

«Платон» не друг?

С 15 ноября российские большегрузы обязаны оплачивать свой проезд по федеральным трассам. Это вызвало волну протестов среди водителей фур. Мы побеседовали с рыбинскими дальнобойщиками и из первых уст узнали причины недовольства, а также выяснили, отразится ли, по их мнению, новый налог на кошельках россиян.

 «Тяжелое» нововведение

По словам экспертов Росавтодора, именно фуры свыше 12 тонн весом причиняют самый большой ущерб дорогам. Поэтому в 2013 году Правительство приняло постановление № 504, его цель — улучшить состояние дорог, сэкономив при этом государственный бюджет. Решено было финансировать федеральный дорожный фонд за счет взимания платы с тяжелых грузовиков, ведь они одновременно и зарабатывают на перевозках, и сильнее других автомобилей портят дорожное покрытие. Теперь дальнобойщики платят полтора рубля за километр федеральной трассы, оставшейся позади. С марта 2016 года плата повысится до трех рублей за километр.

Для оплаты проезда водитель должен обратиться к системе «Платон» (плата за тонну). Он подключает бортовое устройство — датчик ГЛОНАСС/GPS, фиксирующее километры, или перед поездкой оформляет маршрутную карту, где диспетчерами «Платона» обозначен путь, отклоняться от которого водитель уже не имеет права. За каждой частной машиной или транспортной организацией «Платон» закрепляет счет, на который надо переводить деньги заранее. То есть заплатил за месяц – и езди.

На знакомство и освоение новой системы оплаты перевозчикам предоставили всего один месяц. Опрошенные нами водители отметили большие неудобства при работе с «Платоном».

— У меня проблема не уникальная среди дальнобойщиков — я совершенно не владею компьютером и интернетом, — делится Алексей Кузьмин, водитель, на днях зарегистрировавший свою фуру в ярославском отделении «Платона». – Пытался просить разъяснений у сотрудников «Платона» — бесполезно, один ответ: «вся информация на сайте». Банкоматы, чтобы положить деньги на счет, в офисе не работают – необходимо пополнять счет через интернет. Получается, вся эта система заточена под уверенного пользователя ПК. И платить, и составлять маршрут, и проверять баланс – все приходится через интернет, при этом находясь в дороге. Я просто в растерянности – как теперь мне быть. Ясно, что система пока только налаживается. Встает вопрос – неужели нельзя было ее вводить плавно, чтобы дать водителям привыкнуть, освоиться. Ведь к идее платных дорог подводили нас уже давно, нужно было и людей давно учить!

 «Золотые» километры

Несмотря на то, что решение о взимании дорожного налога было принято несколько лет назад, сегодня к нововведениям оказались не готовы не только перевозчики, но и контролирующая система, отслеживающая нарушителей нового закона. Из полусотни обещанных оператором «РТ-Инвест Транспортные Системы» сканеров на федеральных дорогах установлено лишь 20 – на территории Московской области. Только там пока взимается штраф за неоплаченный проезд. Сейчас он составляет до 50 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей и до миллиона рублей для юридических лиц.

Многие водители опасаются, что несовершенства новой системы поневоле ударят по карману, и вообще отказываются ходить в рейсы. И как выяснилось, опасаются не зря – бортовые устройства дают сбой, то не снимая деньги со счета вообще, то показывая недостаток средств, а маршрутные карты значительно увеличивают привычный путь.

— Мы регистрировались в единственном офисе на всю Ярославскую область, и вместе с нами – еще несколько сотен человек, очереди огромные, — вспоминает Алексей. – Мне хотелось бы получить датчик GPS, ездить с ним гораздо удобнее. Но бортовые автоматические приборы выдали лишь первой сотне обратившихся водителей. Маршрутные карты (альтернатива бортовому устройству), которые составляет диспетчер «Платона», поражают своей бессмысленностью – они проводят путь по большим федеральным трассам, игнорируя удобные мелкие дороги. Изменить путь нельзя, а если ехать по маршрутной карте, дорога выходит длиннее в два раза! Например, сам я еду из Рыбинска до Череповца по дороге в 200 км. А диспетчер предлагает мне ехать по маршруту, где будет более 400 км! С другой стороны, товарищи — обладатели бортового устройства рассказывают: проехали с ним до Москвы и обратно – деньги не списались. То есть и приборы подводят. Сейчас я пока сижу дома и никуда не езжу – боюсь штрафов.

 «Улитка» протестует

Несогласных с нововведениями водителей в России очень много. Из двух миллионов большегрузов в системе «Платон» на сегодня зарегистрировано лишь четверть машин. Остальные либо выжидают, либо активно выражают свое несогласие в акциях протеста, подобных «Улитке», проползшей бесконечными рядами фур в сорока регионах страны. Ярославские водители большегрузов 11 ноября присоединились к забастовке. Требование дальнобойщиков радикальные – отменить закон о возмещении ущерба дорогам и ликвидировать систему «Платон». Для многих такая сумма неподъемна. Кроме того, некоторые из них получают деньги от заказчиков уже после своей работы, иногда их выплачивают не сразу. Получается, что по новой системе водители должны заплатить деньги еще до момента их получения. К тому же, как утверждают водители, они уже платят дорожный налог.

— С нас, дальнобойщиков, просто три шкуры дерут! – не скрывает эмоций дальнобойщик Михаил Журавлев. — Для большегрузов транспортный налог и так гораздо выше. Только на топливо я трачу 30 тысяч в неделю. А в стоимость бензина входит акциз, который как раз и отправляется в дорожные фонды. Получается, за «повреждение дорожного покрытия» владельцы грузовиков уже и так платят. Деньги за поездку получаю только через месяц после нее, а вносить сумму в «Платон» необходимо на месяц вперед. Ну и чем я буду платить эти бесконечные поборы? Придется залезать в кредиты.

Грозит рост цен?

Организаторы забастовок уверены: проблемы дальнобойщиков ударят по всем. Плата за проезд по федеральным дорогам будет закладываться в стоимость услуг грузоперевозок, что увеличит стоимость товаров минимум на 10%. В итоге подорожает всё, что доставляется по автотрассам: оборудование, мука, зерно, не говоря уже о медтехнике, одежде и бытовой электронике, отмечают протестующие.

— Без повышения цен здесь не обойдется, — соглашается рыбинский водитель фуры Юрий Комаров, он не спешит подключаться к системе «Платон». — Ведь понятно, кто сейчас зарегистрировался в «Платоне», — большие компании грузоперевозок. Теперь они выдавят с рынка одиночек, а мы знаем – чем меньше конкуренция, тем больше шансов манипулировать ценами. Этот налог ударяет по мелким предпринимателям, у которых два-три большегруза. Такие перевозчики не потянут дополнительного налога, им придется продавать своих кормилиц, а фуры сейчас покупать никто не хочет. Люди просто пойдут по миру.

Стихийные протесты дальнобойщиков заставили чиновников пересмотреть размеры штрафов для владельцев большегрузов. «Правительство решило снизить размеры штрафов для владельцев фур почти в сто раз», — сообщил на пресс-конференции 24 ноября замглавы Росавтодора Дмитрий Прончатов. Если соответствующий законопроект примут в Думе до конца года, то размер штрафа для юрлиц за первое нарушение будет составлять 5 тысяч рублей, за повторное нарушение — 10 тысяч рублей. Также отменится обязательное условие предоплаты за перевозки, которое сейчас так трудно выполнять.

Депутаты Ярославской областной Думы внимательно отнеслись к протестам дальнобойщиков и их причинам. После совещания с участием членов координационного совета автоперевозчиков и комитета по транспорту Ярославля областные депутаты подготовили обращение к председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой снизить плату за километр до 75 копеек. Обращение было решено направить и в другие регионы страны, чтобы заручиться широкой поддержкой в этом вопросе.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме