2 декабря Ярославский областной суд приступил к рассмотрению апелляционных жалоб адвокатов и Юрия Ласточкина. В течение недели защита приводила доводы, стороны участвовали в прениях. 7 декабря глава Рыбинска выступил с последним словом, а 8 декабря суд огласил решение. Апелляционная инстанция оставила без изменений обвинительный приговор Рыбинского городского суда.
Все это время Юрий Ласточкин находился в рыбинском СИЗО и принимал участие в заседаниях суда по видеосвязи. Как пояснил адвокат Михаил Солнцев, по закону такой порядок существует при рассмотрении дела в апелляционной инстанции. Но вот того, что осужденный непременно должен находиться за решеткой, закон не требует, поэтому очень часто обвиняемые в экономических преступлениях располагаются рядом с защитниками. Но в случае с рыбинским главой, теперь уже бывшим, было иначе.
Напомним, Рыбинским городским судом Юрий Ласточкин был признан виновным в растрате и получении взятки и приговорен к 8,5 года лишения свободы и штрафу в 140 млн. рублей. Адвокаты просили отменить приговор и оправдать осужденного. По их мнению, выводы горсуда не подтверждены доказательствами, к делу судья подошел предвзято, принимая доводы одной стороны и отвергая другой, решение вынес на основании противоречивых доказательств.
Ласточкин был осужден на основании показаний Иванова и Телегина. Адвокат Георгий Юдин заявил, что оба свидетеля имели основания оговорить главу Рыбинска. Часть взятки, якобы переданную Телегиным главе Рыбинска, так и не удалось обнаружить, хотя тщательные обыски провели и в кабинете, и дома, и в гараже Ласточкина. Телегин не мог вспомнить, какого номинала были купюры, которые он будто бы передал главе города, и как они были упакованы.
Не меньше претензий у защиты и к выводам суда по делу о растрате.
Решение о продаже водоочистных сооружений принимало собрание акционеров, Ласточкин о нем узнал позже, подписывая протокол. Суд пришел к выводу, что он продал их ЗАО «Стройинжиниринг», подконтрольной фирме, но еще в 2002 году ЗАО было реализовано ООО «Сегмент», директор которого Кротов утверждает, что никогда Ласточкина в глаза не видел. Другой свидетель, главный бухгалтер НПО «Сатурн» Домбровский, подтвердил, что водоочистные были проданы по остаточной стоимости, которая соответствует рыночной. По его же словам, здания, кроме одного, были построены в 30-х годах прошлого века и имели нулевую остаточную стоимость.
В понедельник, 7 декабря, прения сторон продолжились.
Представитель прокуратуры сказала, что считает приговор обоснованным, и оснований для изменения или отмены его не имеется.
В своем последнем слове Юрий Ласточкин заявил о своей невиновности.
— Меня неоднократно предупреждали о готовящейся провокации, я предупредил своих людей об этом. Наверное, надо было сообщить публично, с экрана. Но я этого не сделал, — сказал он.
По поводу обвинения в растрате он сообщил следующее:
— Я не был учредителем ЗАО «Стройинжиниринг», не участвовал в формировании цены водоочистных сооружений. Я обеспечил продажу ненужного заводу объекта по цене, превышающей балансовую стоимость. При этом сэкономил предприятию огромные деньги.
По требованию прокуратуры предприятие должно было прекратить сброс неочищенных стоков в Волгу, а минимальная стоимость строительства новых очистных сооружений составляла 150 млн. рублей, на ремонт старых требовалось 70 млн. рублей.
Заводские и городские водоочистные сооружения находятся рядом, их построили в одно время, в 1930-х годах, но состояние городских хуже, потому что они работали с большей нагрузкой. Новый собственник вслед за очистными сооружениями приобрел водозабор, сети, земельный участок и единым комплексом продал имущество городу. Только благодаря этому были реализованы проекты по улучшению качества водоснабжения Заволжья и Перебор.
Под руководством Юрия Ласточкина НПО «Сатурн» реализовало колоссальные программы по созданию двигателей для гражданских и военных самолетов, газотурбинных двигателей. Авиадвигателестроение – сложное производство, ежедневно требующее тысячи деталей, изделий, комплектующих, материалов. Во время кризиса 2008 года средств катастрофически не хватало, и продажа непрофильных активов позволяла снять напряжение, заплатить зарплату, налоги, оплатить связь, газ, электроэнергию.
— 12 лет я делал для своей страны то, что ей нужно. У меня не было времени заниматься ерундой. Никаких преступлений я не совершал. Мне не стыдно ни перед людьми, ни перед детьми, ни перед своей страной.
Утром 8 декабря Ярославский областной суд огласил решение по апелляционной жалобе, оставив в силе приговор рыбинской Фемиды – 8,5 года колонии строгого режима и штраф в размере 140 млн. рублей.
— Это решение было ожидаемо, — прокомментировал адвокат Георгий Юдин. – Юрий Васильевич передает всем, кто его поддерживает, привет и спасибо.
Защита намерена обжаловать вердикт в кассационной инстанции – президиуме Областного суда, а если потребуется, то и в Верховном суде.