Конец 2015 года запомнится Рыбинску событием, которое изменило схему управления городом, — возвратом прямых выборов главы, за который проголосовала Ярославская областная Дума. Пожить с сити-менеджером рыбинцам так и не довелось, хотя и городской Устав, и другие документы, регламентирующие работу местных органов власти, уже были готовы для назначения главы администрации и выборов депутатами председателя-главы.
Почему к прямым выборам вернулись именно сейчас? Что стало поводом для перемены мнения областных депутатов? Как будет жить Рыбинск по новым (или старым?) правилам? Об этом – в интервью с депутатом Ярославской областной Думы Владимиром Денисовым.
— Владимир Владимирович, вы стали одним из инициаторов закона, который вернул в Рыбинск понятие избранного главы. А ведь всего меньше года назад дума проголосовала за введение института сити-менеджмента. Что с вами, депутатами, случилось?
— С нами – ничего. Я, Лариса Ушакова, еще несколько депутатов и год назад были против отмены выборов, о чем говорили в СМИ, на заседаниях думы. Но тогда нам не удалось убедить коллег, нас было слишком мало, чтобы переломить общее мнение. Время показало, что мы были правы. Ситуация в Рыбинске сама подвела депутатов к тому, чтобы исправить допущенную ошибку.
— Что такого необычного в рыбинской ситуации, что способствовало решению думы?
— В первую очередь – это отсутствие долгое время легитимного главы. Юрий Ласточкин был отстранен от должности более двух лет назад, практически сразу после своего избрания. Независимо от того, кто и как относится к его приговору, согласитесь, доверие к власти это не прибавляет. Конечно, временное положение исполняющего обязанности и администрации все это время было не самым определенным, что, очевидно, сказалось на отношении к ним депутатов Муниципального Совета. Я не буду разбирать, кто прав, а кто виноват. В Рыбинске появилась почва для взаимного непонимания двух ветвей власти, которое не лучшим образом начало сказываться на судьбе города. В такой непрочной ситуации назначать главу администрации, не имеющего широких полномочий, — шаг нерациональный и даже опасный. Для того чтобы вытащить Рыбинск из кризиса, создав для этого дееспособную сильную команду, нужен человек, прошедший выборы и поддержанный большинством населения. Поэтому нам удалось убедить думу вернуть в Рыбинск прямые выборы главы.
— Но сейчас, похоже, пик непонимания пройден.
— Надеюсь. По крайней мере, депутатам Муниципального Совета удалось преодолеть конфликт и приступить к нормальной работе. Думаю, решение о выборах этому в какой-то мере способствовало. Оно уравновесило баланс сил, расставило акценты для власти. Но много зависит от рыбинской администрации, как она сможет в отсутствие сильного лидера, каким был Юрий Ласточкин, а теперь и Леонида Можейко, распределить ресурсы и настроиться на конструктивную работу.
— А как вы думаете, не сложись в Рыбинске такой ситуации, выборы вернули бы?
— Думаю, да. Рано или поздно, но нас бы поддержали. В любом случае, я не сомневаюсь, что прямые выборы – самая демократическая процедура для власти, которая рассчитывает на доверие населения. И сами жители Рыбинска на публичных слушаниях по принятию Устава вполне определенно заявили, что ждут от областных депутатов возврата прямых выборов главы. А последние рыбинские события только ускорили принятие этого решения.
— Сразу после решения думы в Рыбинске начали называть имена будущих претендентов на должность главы. И ваше в том числе.
— Сегодня всем — мне, депутатам, областной и местной власти — надо думать о том, чтобы выборы были честными, беспристрастными, чтобы люди могли свободно высказать свое мнение и не потеряли доверие к руководителям города – нынешним и будущим. А персональные решения будут после того, как назначат дату голосования.
— Доверие населения, кроме всего прочего, строится на экономике. Как Рыбинск будет жить в будущем году?
— Конечно, хотелось бы сказать, что все мы будем жить хорошо, но популизм сегодня неуместен. Бюджеты области и города сложные, рассчитывать на бурное развитие не приходится. Но все социальные обязательства в них предусмотрены. Здравоохранение, образование, соцподдержка – вот основные направления бюджетных расходов. Доходы области – чуть более 53 млрд. рублей.
В Рыбинске собственные доходы – 1 млрд. 826 млн. Конечно, расчет – на финансовую поддержку региона. Безвозмездные поступления из бюджетов других уровней запланированы в размере
2,6 млрд. рублей. Все понимают, что для нашего города этого недостаточно. Сегодня мы стараемся увеличить финансирование по областным программам благоустройства, строительства и ремонта дорог, содержания объектов социальной инфраструктуры – здравоохранения, образования, культуры, спорта. В дальнейшем, при уточнении бюджета в течение 2016 года, будем вносить поправки в пользу Рыбинска, как мы делали это и раньше.
— Когда вы, рыбинские депутаты в областной думе, предлагаете что-то для города, вас обвиняют в том, что вы «тянете одеяло на себя».
— А как же иначе? Конечно, тянем. Нас выбрал Рыбинск, и в первую очередь мы отстаиваем интересы его жителей. Кроме того, так сложилось, что от нашего города выступает довольно сильная группа депутатов. Мы реально можем отстоять позиции города, примеры – это увеличение финансирования из дорожного фонда в этом году, возможность ремонта многих рыбинских больниц и поликлиник, на будущий год – это включение в программу ремонта учреждений культуры ДК «Вымпел», благоустройства дворов и т.д.
— Однако хотя вас и называют рыбинским лобби, денег на все, что хочется сделать в Рыбинске, не хватает.
— На все действительно не хватает. Мы должны понимать, что экономика сегодня находится далеко не в лучшем состоянии. На то есть объективные причины.
И Рыбинск как часть России не может быть исключением из общего правила. Если проблемы возникают у страны, они возникают и в регионе. Надо усиливать работу в муниципалитетах, рассчитывать на свою самостоятельность, активность, предприимчивость.
— Разве может что-то зависеть от местной власти, если большая часть налогов уходит в вышестоящие бюджеты?
— Все намного сложнее. Да, большая часть налоговых отчислений в Рыбинске не остается, но муниципальная власть должна знать, как привлечь дополнительные деньги, где найти новые источники финансирования проектов. Такие возможности есть в каждой ситуации. Это и инвестиции в производство, которые приходят на те территории, где созданы благоприятные условия для инвесторов. Это и участие в областных и федеральных программах развития, которых немало. Нужно о них знать и активно предлагать свои проекты. Это такие формы сотрудничества с бизнесом, как муниципально-частное партнерство, когда коммерческие предприятия работают с властью на паритетной основе. Деньги сами собой не приходят, инвесторы не спешат туда, где власть инертная, их можно привлечь активностью, выгодными предложениями.
— Наверное, все это известно любому руководителю муниципального образования. Почему же тогда в Рыбинске всего этого мы не наблюдаем?
— По причинам, о которых мы говорили в самом начале. Но самое главное – необходима слаженная работа всех заинтересованных в развитии людей – депутатов, администрации, областного правительства. Сейчас не время для выяснения отношений, споров и конфликтов. Для Рыбинска очень важны консолидированные решения, компромиссы. Скажете – банальные слова? А ведь с этого все и начинается. Люди объединяются для решения общих задач. Да, они спорят, отстаивают свои позиции. Но в конечном счете выносят на суд общественности единое мнение, мнение профессионального сообщества управленцев, которыми являются и чиновники, и депутаты. Тогда это мнение может быть сильным, и его стоит поддерживать на всех уровнях власти. Надеюсь, после сложного периода власть в Рыбинске к этому и придет, а выборы главы усилят позиции города и на региональном, и на федеральном уровнях.