Среди сегодняшних приоритетов парламентариев — контроль за исполнением законов и вовлечение граждан в управление регионом. О том, каким образом областная дума выстраивает новые формы диалога с обществом и исполнительной властью, какие законодательные инициативы она реализовала в текущем году и о перспективах на будущий год, рассказал председатель Ярославской областной Думы Михаил Боровицкий.
— Михаил Васильевич, какие, по вашему мнению, законы, принятые парламентариями региона, имеют наиболее важное значение для ярославцев?
— Все законы, принимаемые думой, – ответная реакция на запросы общества и экономические реалии. Безусловно, часть из них касается всего региона в целом, часть – определенной группы людей, но это не значит, что законодательную власть должны волновать только масштабы.
Сегодня в думе выработан принципиально новый механизм участия депутатов в предварительном рассмотрении проекта бюджета, так называемое нулевое чтение, и рассмотрении проектов государственных программ Ярославской области. Это позволяет вносить корректировки в проекты с учетом мнения населения. Ряд важных базовых законов принят в сфере экономики, среди которых я бы выделил закон о промышленной политике региона. Большим достижением думы можно считать, что именно по нашему предложению 2015 год был назван Годом промышленности в Ярославской области, и ярославские предприятия получили в этом году реальную господдержку, которая способствует стабильной работе предприятий, а значит, сохранению рабочих мест, росту налоговых отчислений.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства был принят большой блок законов, позволивший регламентировать льготные тарифы на водоснабжение и водоотведение, тепловую энергию, оплату жилых помещений и коммунальных услуг и другое. Пристальное внимание областные депутаты уделяют нормативным актам в сфере социальной политики и здравоохранения. По традиции именно в этих сферах самое большое количество болевых точек, проблем, требующих решения. Актуальна и дорожная тематика. Кстати, депутаты регулярно принимают участие в выездных заседаниях рабочей группы, контролирующей качество ремонтных работ.
Какие-то жизненно важные вопросы могут быть решены на региональном уровне, какие-то требуют изменений в федеральном законодательстве.
В этом году дума активно взаимодействовала с федеральными органами власти. В общей сложности областные парламентарии вышли с 35 инициативами. Сложно говорить о немедленной результативности наших обращений, но благодаря в том числе и активности ярославских депутатов сегодня принята федеральная программа строительства школ. Надеемся на положительный ответ от федерального центра по вопросам установления справедливой цены на электроэнергию для агропромышленного комплекса, возможности определения подрядчика для дорожных работ не только в форме электронного аукциона, но и в форме конкурса. Сегодня единственным критерием отбора подрядной организации остается наименьшая цена. Зачастую победителем аукциона признается участник, предложивший цену существенно ниже сметной стоимости, что не может не сказаться на качестве работ. И, безусловно, часть обращений вызвана необходимостью изменений межбюджетных отношений, которые позволят увеличить финансовую самостоятельность муниципальных образований. Не секрет ведь, что собственные доходы муниципальных районов и поселений сегодня катастрофически низки – 10-15, а то и 5% от консолидированного бюджета. О каком самоуправлении мы можем говорить при таком раскладе?
Сегодня Ярославская областная Дума делает первые шаги по пути внедрения принципов партиципаторного бюджетирования. Влияние граждан на бюджетный процесс ограничивается публичными слушаниями бюджета, которые зачастую не предоставляют возможностей для взаимодействия власти и общества. По большому счету, мы сверху решаем, на что потратить деньги в отдельно взятом городе или районе. Убежден, что в распределении специально выделенной части бюджета – до 5% от муниципального бюджета — должны принимать активное участие сами граждане, создавая специальные комиссии. Только тогда мы можем говорить о реальном самоуправлении, о формировании гражданского общества, ответственности каждого гражданина и преодолении патерналистских настроений. Успешный опыт реализации подобных принципов в двух регионах России имеется. Среди плюсов для муниципального управления и бюджетного процесса в администрации отдельно взятого города муниципального образования можно отметить в экономическом плане повышение эффективности управления частью бюджетных средств, расходование бюджетных средств идет под контролем специально сформированной бюджетной комиссии. В политическом плане — при принятии непопулярных бюджетных решений горожане вовлекаются в диалог, и, таким образом, снимается часть социального напряжения.
Партиципаторное бюджетирование позволяет вовлечь жителей в обсуждение и решение тех городских и районных проблем, от которых зависит качество жизни всех граждан. Поэтому в следующем году мы будем работать над возможностью внедрения принципов нового бюджетирования.
— Михаил Васильевич, какие законы, принятые депутатским корпусом, могут стать ключевыми в развитии региона?
— Благодаря сложившемуся конструктивному взаимодействию законодательной и исполнительной ветвей власти в регионе удается создать благоприятный инвестиционный климат и комфортные условия для ведения бизнеса. Приняты законы, максимально облегчающие налоговую нагрузку для субъектов малого и среднего бизнеса вплоть до нулевых налоговых ставок для вновь созданных предприятий. Убежден, что рост экономических показателей во многом зависит от эффективности господдержки и эффективной политики региональных государственных институтов. Учитывая положительный опыт Года промышленности, продолжим стимулирование господдержки промышленных предприятий. В перспективе также стимулирование инвестиционного климата в муниципальных образованиях. Сегодня во многих малых городах региона практически не осталось промышленных предприятий. Поэтому мы намерены выстраивать систему господдержки инвестиционных проектов таким образом, чтобы переломить эту тенденцию, предоставляя больше преференций инвесторам, приходящим в малые города.
Также продолжаем оказывать поддержку аграрному сектору, который более чем достойно выглядит на фоне регионов Центрального федерального округа. В последнее время в регионе значительное внимание уделяется развитию инфраструктуры, в частности дорожной. При этом мы понимаем, как важно реагировать на насущные запросы людей, поэтому при распределении средств дорожного фонда сделали акцент на муниципальные дороги и благоустройство территорий поселений.
— Какие механизмы контроля за исполнением региональных законов применяет областная дума?
— Любой закон, нормативно-правовой акт должен оцениваться с точки зрения его эффективности. То, что работает в Ярославле, в силу ряда причин может не сработать в Брейтовском или Даниловском районах. Именно поэтому думой нынешнего созыва внедрен правовой мониторинг и мониторинг правоприменения нормативных актов. Механизм мониторинга позволяет включаться в обсуждение законопроекта или программы еще на этапе ее принятия, затем – на этапе реализации. Это позволяет своевременно вносить изменения, повышающие эффективность нормативно-правовых актов. И правовой мониторинг, и депутатский контроль повышают прозрачность принятия решений исполнительной властью. В свою очередь областные парламентарии сегодня вышли с инициативой разработки областного закона «О наказах избирателей», который позволит усилить общественный контроль за деятельностью депутатов, будет способствовать развитию общественного самоуправления и гражданской инициативы.