В нашем городе многие молодые люди мечтают стать лётчиками. Что к этому подвигает красивая форма, вызывающая восхищение девушек, или желание испытать себя в небе, чтобы сформировать настоящие мужские качества: мужество, отвагу и решительность, или почувствовать себя птицей, парящей высоко над землёй, когда все проблемы кажутся мелкими и легко преодолимыми? Возможно, повлияли подвиги наших известных лётчиков, проявивших свои героические качества в период Великой Отечественной войны…
Не смог с первого раза ответить на этот простой вопрос и наш герой лётчик, участник боевых действий в Афганистане, капитан запаса Сергей Евгеньевич Михайлов, кавалер ордена Красной звезды. В детстве он зачитывался книгами, в которых рассказывалось о Покрышкине, Кожедубе, Маресьеве, мечтал стать лётчиком-истребителем, а в жизни стал летать на МИ-24.
Сергей Михайлов родился в г. Рыбинске 14 марта 1963 года. В 1978 году, окончив 8 классов в СОШ № 19, поступил учиться в авиационный техникум, в котором завершил обучение в 1982 году. Одновременно прошёл авиационную подготовку на аэродроме ДОСААФ, где освоил пилотирование на ЯК-18, налетав около 70 лётных часов. Дальнейший курс молодого специалиста был проложен в Саратовское высшее военно-авиационное училище лётчиков, которое он окончил в 1986 году. Направление получил на Украину в Прикарпатский военный округ в 111-ю отдельную смешанную эскадрилью связи в г. Броды, где прослужил полтора года. В семье уже рос сын, а в июле 1988 года пришёл приказ на новое место службы в Афганистан.
Сергей встретил его спокойно, всё равно пришлось бы ехать, хотя уже открыто поговаривали о выводе войск из Афганистана. Сергей Евгеньевич говорит:
— Мне ещё повезло, что отправился туда не сразу после училища, как это было с холостяками. Мы за этот период обустроились с женой, ждали второго ребёнка. Когда убыл в Афган, в августе родилась дочурка, был несказанно рад.
Служить попал в 262-ю отдельную эскадрилью в Баграме. Летал на МИ-24, который армейцы называли «крокодилом», машина с бронированной кабиной, экипаж 2 человека командир и лётчик-оператор. Я как лётчик-оператор находился в нижней кабине, а командир в верхней. Моя главная обязанность вести штурманскую прокладку полёта на карте и управлять всеми видами вооружения. Командиром был капитан Иван Викторович Христюк, имевший боевой опыт и многому научивший меня, молодого лейтенанта. Как правило, боевые вылеты совершали в паре, как говорят звеном. Нашей главной задачей было прикрытие аэродрома и госпиталя от нападения моджахедов, а также сопровождение колонн выводимых сил и средств из Афганистана по линии Кабул- Саланг.
Неоднократно приходилось огнём из пушки и НУРСами отсекать отдельные группы бандформирований, стремящихся нанести удары по колоннам нашей техники…
Сергей Евгеньевич неторопливо, спокойным голосом, без эмоций рассказывает о своей войне с бандформированиями. И те, и нынешние решали и решают одни и те же задачи захват новых территорий, используя для этих целей террор и наркотики.
Спрашиваю: Сергей Евгеньевич, как вы оцениваете своё пребывание в Афганистане?
— Мы боролись за правое дело. Не пришли бы мы, пришли бы американцы, и чем бы это закончилось, примеров предостаточно. Когда мы вышли из Афгана, не оставив своих инструкторов, перестали помогать афганскому правительству, они смогли продержаться всего-навсего несколько лет, а потом победила оппозиция, после прихода которой мир не наступил. С приходом каолиционных сил война продолжается между кланами, расширился наркотрафик через Среднюю Азию в нашу страну и Европу. Американские и английские войска несут в Афганистане серьёзные потери, говорит Сергей Евгеньевич.
После возвращения из Афганистана лейтенант Михайлов вернулся на предыдущее место службы в Прикарпатский военный округ, пробыв в Афганистане шесть месяцев. За этот период он совершил 140 боевых вылетов. За успешное выполнение заданий и проявленные при этом мужество и отвагу был награждён боевым орденом Красной Звезды и медалью «От благодарного афганского народа».
Не долго длилось счастье Михайловых после возвращения главы семейства с закончившейся войны в ДРА.
В 1991 году начался парад суверенитетов союзных республик. В частях процветало дезертирство среди солдат срочной службы. Офицерскому составу новое украинское командование поставило условие: или принимаете присягу украинскому народу, или уезжаете «куда хотите».
Сергей Евгеньевич продолжил свой рассказ:
— Пришлось забрать документы и ехать на Дальний Восток, где прослужил ещё лет пять. Стал командиром МИ-24, а потом начались сокращения Вооружённых Сил РФ. Так как у меня была выслуга 24 года в льготном исчислении, предложили увольняться. Я не сопротивлялся, так как то, что происходило в эскадрильи, описанию не подлежит. Была всеобщая разруха, средств не хватало на ремонт техники, которая рассыпалась на глазах, безденежье из-за обвала рубля. Мы с женой стойко перенесли эти тяготы. Нам помогли мои родители. Приехали всей семьёй в Рыбинск в их трёх комнатную квартиру, в которой, кроме них, проживал мой младший брат.
Вначале начал работать в охране на Водоканале, потом токарем. Почти двенадцать лет трудился водителем, после чего перешёл в коммерческие структуры. Как говорят, снова встали на ноги. Старших детей выучили, у них уже свои семьи, а с нами пока самый младший сынишка, которому исполнилось 18 лет.
Отдельную квартиру по сертификату Министерства обороны получили только 4 года назад.
Считаю, что моя жизнь была интересной и счастливой. Я горжусь своей семьёй.
Вот такие неприхотливые и мужественные люди живут рядом с нами, которыми нужно гордиться, на которых можно рассчитывать при любой опасности. Они всегда готовы постоять за Отечество.
Валентин Олейников
Эта статья подчеркивает отношение государства,к ветеранам боевых действий.