Вадим Лихачев – воин-интернационалист, год и семь месяцев он воевал в Афганистане, за боевые заслуги был награжден медалью «За отвагу».
Он родился в Рыбинске, здесь же окончил школу, занимался в авиаклубе и учился в авиатехникуме. Потом попытался поступить в Тамбовское военное авиационное училище, но не прошел медкомиссию и в 1983 году был призван в армию.
В Литве, в учебной парашютно-десантной дивизии, Вадим Лихачев получил специальность механика-водителя боевой десантируемой машины. К тому времени ограниченный контингент советских войск уже четыре года принимал участие в боевых действиях в Афганистане. Время от времени в Союз приходили известия о погибших, но курсанты целыми взводами писали рапорты с просьбой отправить их в дружественную страну.
Вадим Лихачев попал в Афганистан по решению командования. В инженерно-саперном взводе 3-го батальона 56-й Отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады ему пришлось срочно овладевать мастерством сапера, чтобы заменить погибших бойцов. Начинал он служить рядовым солдатом, а демобилизовался в должности заместителя командира взвода в звании старший сержант.
Часть, где служил Вадим Леонидович, располагалась в провинции Логар. Душманы стремились захватить эту территорию, чтобы создать независимое Исламское государство. Советские войска, введенные в Афганистан по просьбе правительства республики, помогали сохранить единство страны.
Приказ: выступить в бой
В 1984 — 1985 годах военные действия были наиболее напряженными. Именно тогда душманы, раньше воевавшие с трехлинейными английскими винтовками начала ХХ века, начали получать современное американское вооружение.
— Когда моджахеды впервые применили безоткатные противотанковые орудия, они сразу подожгли два «Урала», два «КАМАЗа» и БТР, выведя из строя большую часть нашей колонны. Таких крупных одномоментных потерь раньше не было, — вспоминает бывший сапер.
Парашютно-десантный батальон, в котором он служил, дислоцировался между Кабулом и городом Гардезом и должен был решать несколько боевых задач первая из которых — обеспечивать безопасный проход советских автомобильных колонн.
Вереницы советских грузовиков перевозили по Афганистану личный состав, вооружение, продовольствие и медикаменты. Саперы должны были проверить и разминировать дорогу, выставить охрану. Укрывшиеся в придорожных зарослях душманы нападали на караваны, обстреливая грузовики из стрелкового оружия, минометов и гранатометов. Иногда огонь был такой плотный, что приходилось вызывать вертолеты и артиллерию, которые «обрабатывали «зеленку».
Моджахеды считали технику слишком уязвимой и перевозили свои грузы на животных. Верблюдам, чтоб не боялись выстрелов, прожигали барабанные перепонки, а на спинах устанавливали крупнокалиберные пулеметы. При возникновении опасности «кораблей пустыни» укладывали на землю и, прячась за ними, отстреливались. «Уничтожение караванов противника» – в этом заключалась вторая задача взвода, а третья называлась «реализация разведданных».
Секретную информацию в часть всегда поставлял один человек, вероятнее всего, — представитель афганского аналога КГБ. Он приезжал на УАЗике, закрывая лицо платком, и заходил к командованию. После этого бойцы получали приказ
уничтожить временный лагерь, или засевшего в засаде противника, либо отбить у него похищенное оружие.
Пришлось Вадиму Лихачеву участвовать в крупных военных операциях, например, в наступлении на Джелалабад. От Пакистана, где располагались тренировочные лагеря противника, провинцию отделяла река Кунар, и моджахеды активно использовали эту территорию как перевалочную базу, переправляя через нее в Афганистан вооружение и отряды боевиков.
Советское командование поставило задачу вернуть приграничные районы под контроль правительства Афганистана. Инженерно-саперный взвод Вадима Лихачева в составе пеших групп отправили занять господствующие высоты, чтобы обеспечить безопасное прохождение колонн бронетехники.
Их группу высадили в долине и по рации передали координаты высоты, которую нужно было занять. По прямой расстояние до нее было небольшое – 5-6 километров, но располагалась вершина в 2,5 км над уровнем моря. Преодолев тяжелый подъем, бойцы поднялись на гору и обнаружили, что ее гряда представляет единый, прекрасно оснащенный боевой техникой укрепрайон. Возвращаться пришлось бегом под градом пуль, однако полученная информация была передана командованию, после чего советские бомбардировщики Су24 сровняли позиции противника с землей.
Операция по освобождению провинции Кунар прошла успешно. По ее окончании солдаты в бинокли наблюдали двигавшиеся к пакистанской границе вереницы боевиков. Позже говорили, что с того берега в них стреляли в упор и заставляли возвращаться.
Что касается солдатского быта, то ничего хорошего на эту тему Вадим Лихачев не вспоминает. В батальоне была дедовщина, часть военнослужащих баловались наркотиками, некоторые солдаты не выдерживали издевательств и убегали из части.
Питание не отличалось ни калорийностью, ни разнообразием: каша, макароны с мучным червем, консервы.
Местные жители днем приветливо улыбались, благодарили за подаренные муку и галоши, а ночью предательски норовили воткнуть нож в спину. Это сейчас, после многолетней войны и полного краха экономики, афганцы оценили помощь Советского Союза. В прошлом году, когда председатель общественной организации «Доблесть, Отвага и Честь» Валерий Кузнецов ездил по местам боевых действий, его называли другом и резали в его честь баранов, а тогда поголовно неграмотным жителям трудно было разобраться в политической обстановке, и многие из них сочувствовали идеям халифата.
Однако истинную ценность во время боев приобрели такие понятия, как солдатская дружба, взаимовыручка, верность долгу.
Жизнь продолжается
Уезжали солдаты-срочники из Советского Союза, а вернулись в совершенно другую страну – чужую и непонятную, встретившую их словами: «Мы вас туда не посылали». Конечно, было обидно. Обидно, потому что обещанную государством квартиру пришлось ждать пятнадцать лет, а медаль «За отвагу», к которой его трижды представляли в Афганистане, вручили в рыбинском военкомате только в 2006 году.
Но жизнь продолжалась. После армии Вадим Лихачев окончил институт, служил в пожарной охране, затем 9 лет был заместителем главного инженера на рыбинском комбинате хлебопродуктов, сейчас трудится в ООО «ОРГАНИК ФУД».
Многие годы он категорически отказывался рассказывать о военном прошлом, но, познакомившись с Валерием Кузнецовым, увидев, как искренне и эффективно он помогает ветеранам боевых действий, согласился принять участие в работе организации «Доблесть, Отвага и Честь».
Члены этого объединения – частые гости в студенческих и школьных коллективах. В этом году они провели для ребят военизированные соревнования на Кубок героев Рыбинска. По мнению Вадима Лихачева, это необходимо, чтобы сохранять преемственность между воинами разных поколений, тем более что современная политическая ситуация так напоминает далекие события афганского кризиса.
Международная обстановка складывается так, что нужно быть готовым встать на защиту Родины, поэтому на встречах с ребятами мы говорим им: «Вчера мы были героями, а завтра будете вы», — сказал Вадим Лихачев.