С 1 июля должны быть заменены все бланки полисов ОСАГО. Такое решение принял президиум Российского союза автостраховщиков на минувшей неделе. Мы попробовали разобраться, чего ожидать от этого нововведения рыбинским автовладельцам.
Вообще страховые агенты — люди очень открытые и общительные, умение поддержать разговор — один из ключевых навыков в профессии. Но как только заходит речь об ОСАГО, вся коммуникабельность тут же куда-то исчезает, лишнего слова не вытянешь. Еще бы, многие из нас помнят эту трехлетнюю круговерть с полисами: то страховщики страховать не хотят, то бланки куда-то пропадают. Ситуация усугубилась, когда Центробанк, регулирующий этот рынок, начал наводить порядок: ряд крупнейших компаний сиюминутно лишились своих лицензий на эту деятельность. Многие из автомобилистов помнят очереди в офисах страховых компаний и всеобщее недовольство.
Для справки: в Рыбинске на сегодняшний день полисы выдают всего четыре компании, работающие в сфере страхования. Как уверяют участники рынка, это по-прежнему убыточная статья бизнеса, особенно сейчас, когда сумма выплат увеличилась до 400 тысяч рублей, и уровень аварийности беспрестанно повышается. По статистике, от 8 до 10% заключенных договоров являются для страховщиков убыточными. Не продавать ОСАГО страховщики также не могут, на этот счет есть четкое предписание Центробанка России.
Мой собеседник — страховой агент с весьма солидным стажем — сразу предупредил: разговаривать со мной на тему ОСАГО станет только на условиях полной анонимности. Мол, областное начальство за общение с прессой по голове точно не погладит. Я попросила его прокомментировать новую инициативу Российского союза автостраховщиков с точки зрения специалиста. «Ничего критичного лично я в этой ситуации не вижу, бланки полисов мы уже меняли неоднократно, раза четыре точно, — рассказывает страховщик. — Известно, что документы нового образца будут иметь более высокий уровень защиты, эти вопросы уже прорабатываются Гознаком. Экстренная замена — это оперативная реакция РСА на массовый «вброс» фальшивок из Украины и Китая, возможно, отчасти чрезмерно суетливая и потому вызывающая уйму вопросов. «Левых» страховок сейчас действительно очень много, причем владелец бумаги может даже не догадываться об этом, например, если покупал страховку у агента с рук. В рыбинском филиале нашей страховой компании мы выявляем одну-две таких за месяц».
Однако вопрос, как будет организована тотальная замена бланков автогражданки, остается открытым. «Сделать это одномоментно практически нереально, — продолжает мой собеседник. — Скорее всего, будет постепенная замена действующих полисов в течение какого-то определенного временного интервала. Например года».
На сегодняшний день в России выдано почти 40 млн. полисов ОСАГО, и, по мнению экспертов, спрос на них хоть и незначительно, но все же снизился — в среднем на 7%. Вероятно, хлебную нишу заняли мошенники. Интернет пестрит объявлениями на эту тему, средняя стоимость такого бланка от 2 до 2,5 тысячи рублей. Безусловно, купить «левый» документ куда дешевле, чем оформить нормальную страховку: после удорожания ее стоимость колеблется от 5 до 11 тысяч рублей.
Если брать рыбинскую статистику, то картина еще более печальная. Многим нашим водителям полис, кажется, стал вообще не по карману — ни «левый», ни настоящий. Например, если в 2014 году было выявлено 896 водителей без полиса ОСАГО, то в 2015-м их стало вдвое больше — 1986 человек. В ГИБДД считают, что всему виной экономический кризис. «Полтора года назад при выявлении таких нарушителей мы скручивали номера. Водители этого очень боялись, — рассказывает инспектор ГИБДД Сергей Минеев. — Согласно новым нормам за это правонарушение установлен штраф в размере 800 рублей. Людям дешевле ездить без страховки, чем платить за нее такие деньги. Как потом расплачиваться, если, не дай бог, произойдет ДТП, они не думают. А их ждут суды».
Экономия действительно сомнительная. Год назад одна моя приятельница попала на своей старенькой «девятке» в ДТП. К счастью, в аварии пострадавших не было, но девушка на тот момент ездила без полиса ОСАГО. Экономила, думала, ничего плохого не случится. А оно случилось: въехала в дорогую иномарку, и как виновной стороне ей пришлось оплачивать ремонт японского внедорожника из своего кармана. Стоит ли говорить, что обошелся он в копеечку? Плюс штраф за управление транспортным средством без страховки. Дорогая «экономия» получается.
По статистике, в Рыбинске каждый день выявляется около десятка таких нарушителей. Есть мнение, что в течение 2016 года ситуация будет только ухудшаться: эксперты ожидают очередное повышение тарифов на страхование автогражданки, да и разработка и выпуск суперзащищенного бланка, вероятно, приведут к удорожанию.
Кстати, об удорожании. Одной из самых распространенных претензий автовладельцев к страховщикам стал неверный расчет коэффициента, который позволяет получить скидку за безаварийную езду. Известно, что Центробанк настоятельно рекомендовал РСА рассмотреть возможность размещения таблицы этих коэффициентов на новом бланке ОСАГО. Это, по мнению специалистов ЦБ, позволит сделать систему расчета стоимости полиса более прозрачной.