В начале февраля социальные сети всколыхнул случай, спровоцировавший волну претензий со стороны горожан к транспортникам. В частности, обвинения сыпались в адрес сотрудников ПАТП № 1, которые якобы обошлись с двенадцатилетней пассажиркой уж очень по-взрослому: когда та не предъявила справку, подтверждающую школьный проездной, её высадили из автобуса в безлюдной местности. Расследованием этого инцидента сейчас занимаются правоохранительные органы, и делать какие-то выводы еще рано. Генеральный директор ПАТП № 1 Николай Смекалов провел внутреннее расследование, а юристы предприятия уже дали этому делу определенную правовую оценку. Со стопроцентной точностью можно сказать одно: этот случай поднял очень важную и деликатную тему перевозки школьников, в которой, как считает Николай Смекалов, до сих пор имеются нюансы, требующие разъяснений.
— Николай Юрьевич, известно, что по факту высадки школьницы было проведено внутреннее расследование. Можно ли озвучить какие-либо результаты?
— Ситуация двойственная. Как утверждает мать девочки, нашим сотрудникам чем-то не понравилась школьная справка, поэтому они ее высадили. По крайней мере, такая версия была озвучена в претензии в адрес ПАТП № 1 и в социальных сетях, где эта тема обсуждалась весьма активно. Кондуктор и контролер, работавшие в тот день на маршруте № 3, предоставили письменные объяснения по факту случившегося. Могу сказать точно одно: принудительно школьницу из автобуса никто не высаживал. На оборотной стороне проездного билета четко сказано: «Проездной билет считается действительным только с подтверждающим документом». Юная пассажирка долго искала справку, но, не найдя документ, все же заплатила за проезд 18 рублей. Она благополучно доехала до нужной ей остановки, но остается только догадываться, в каком свете пассажирка представила эту вполне обыденную историю своим родителям. Кстати, сама девочка активно участвовала в обсуждении случившегося в социальной сети и подтвердила, что проезд был оплачен. В общем, скандал получился бессмысленный и странный. Теперь мы имеем жалобу на несуществующий факт неэтичного отношения к ребенку, более того, к процессу разбирательства подключились правоохранительные органы: отец школьницы написал соответствующее заявление в полицию. Коллектив ПАТП № 1 намерен защищать деловую репутацию предприятия, и меня как руководителя эта ситуация, прямо скажем, задела.
— Какие существуют требования к школьным справкам?
— Это компетенция городского департамента образования, и четкого предписания с их стороны никогда не было. В данной ситуации мы столкнулись с другим правовым нюансом, видимо, малопонятным многим. Как стало известно позднее, пользоваться проездным билетом школьница не имела права. И вот почему. Школьный проездной — это адресная льгота учащимся городских школ, а наша пассажирка учится в Болтинской средней образовательной школе в п. Судоверфь. Кстати, на оборотной стороне документа об этом четко сказано, и не думаю, что родители девочки об этом обстоятельстве не знали. Еще один вопрос — как школьница вообще смогла приобрести без «городской» школьной справки проездной билет? Повторю, ситуация неоднозначная, надеюсь, полиция в ней разберется.
— Но ведь этот случай непонимания между транспортниками и пассажирами не единичный?
— Кондукторы и контролеры, работающие на наших маршрутах, — юридически подкованные люди. Пассажиры должны не только понимать, что сотрудники ПАТП № 1 действуют согласно предписаниям, представленным нам государством, но и сами проявлять ответственность перед своими детьми. Например, совсем недавно произошел такой случай. 18 января кондуктор, работавший на маршруте № 12, высадил безбилетника — 14-летнего парня. За проезд платить он также отказался. Впоследствии оказалось, что по этому факту с заявлением в прокуратуру обратилась мать мальчика. Выяснилось, что он из многодетной семьи, а эта категория граждан имеет стопроцентную льготу на проезд. Раньше они ездили по справке, подтверждающей социальный статус, а с 1 января 2016 года их заменили на электронные персонифицированные карты, которые можно получить в МФЦ совершенно бесплатно, чего мать мальчика почему-то не сделала. А если карта не оформлена, то отношение к такому пассажиру четко определяется на законодательном уровне: он становится обычным безбилетником, и потому кондуктор или контролер имеет полное право его высадить.
— Тема перевозки детей из многодетных семей вообще непростая.
— Да. Дети из многодетных семей раньше ездили бесплатно по справкам и нередко их теряли, и дубликат документа выдавался им бесплатно. Были случаи, когда школьники продавали свои справки всем желающим. Проблема таких махинаций захлестнула не только Рыбинск, но и всю Ярославскую область. Сейчас с персонифицированными картами такие трюки не пройдут: при их повторной выдаче старый документ блокируется, и ездить по нему бесплатно уже не получится. Дубликат, кстати, тоже стоит денег — 80 рублей.
— Но пассажирам и транспортникам все же нужно как-то находить общий язык, чтобы такие конфликты как минимум происходили реже?
— Рыбинцам нужно понять, что век бесплатных услуг закончился, и ПАТП № 1, как любая другая коммерческая организация, ориентируется прежде всего на прибыль. Мы должны зарабатывать, для того чтобы автобусы ходили по своим маршрутам исправно. Более того, наша деятельность четко регламентируется постановлениями правительства России и области. Перевозка пассажира — это такая же услуга, как покупка продуктов в магазине, только между продавцом и клиентом договор заключается в виде покупки билета. Если вы считаете, что претендуете на какие-либо льготы, постарайтесь узнать подробнее, на что имеете право, а на что нет.
Хотелось бы отметить, чтобы родители тщательнее следили за тем, как передвигаются по городу их дети. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка всегда при себе имелась мелочь на проезд. Эта полезная привычка поможет избежать каких-либо проблем в транспорте.