Бойтесь своих желаний, ибо они могут исполниться. Когда речь заходит о взаимоотношениях собственников жилья с управляющими компаниями, а также о решении насущных вопросов, касающихся общего хозяйства многоквартирных домов, это булгаковское выражение неожиданно становится очень актуальным.
Сколько стоит жалоба?
Столкнувшись с коммунальными проблемами – текущей крышей, выбитыми окнами, грязными подъездами, наши граждане не сидят сложа руки, они начинают активно искать управу на свои управляющие компании. В том числе обращаются за помощью к жилищным инспекторам. За прошлый год специалисты отдела по защите прав потребителей, на которых возложены функции муниципально-жилищного контроля, провели 700 проверок по жалобам и составили 40 административных протоколов. Помимо них, по обращениям граждан работают и специалисты областного департамента государственного жилищного надзора. И в том, и другом случае УК не только получают предписания о необходимости удовлетворить законные требования собственников жилья, но и административные штрафы за их неисполнение. Казалось бы, вопрос исчерпан. Но у каждой медали есть и оборотная сторона, поэтому именно материальный аспект работы контролирующих органов должен учитываться собственниками жилья в первую очередь, уверена начальник отдела по защите прав потребителей Светлана Пушкина. И вот почему.
«Административные штрафы, налагаемые на УК и их руководителей судами за неисполнение предписаний, составляют от одной до двух тысяч рублей на должностное лицо, от десяти до двадцати тысяч рублей – на юридическое. Больших сумм к взысканию на управляющие компании суды по административным протоколам, составленным муниципальными жилищными инспекторами, не назначают. Когда же по обращению наших граждан приезжают государственные жилищные инспекторы областного департамента государственного жилищного надзора и обнаруживают факты неисполнения предписаний, то размер административного штрафа вырастает до 250-300 тысяч рублей», — уточнила Светлана Михайловна.
Разница материального «наказания» для УК очевидна. И поделом, подумают те граждане, кто по разным причинам разочаровался в эффективности работы разного рода контор от ЖКХ. Но как только схлынет первая волна радости от восторжествовавшей справедливости, встанет закономерный вопрос – а из чьего кармана управдомы достают эти штрафные деньги? Кроме статьи «Содержание и ремонт жилья», других источников средств у обслуживающих организаций нет. Из этих же денег начисляется заработная плата сотрудникам УК, оплачиваются текущие работы по дому, в том числе уборка придомовой территории, чистка кровли, устранение аварий, утепление швов стен. Из этого же источника выплачиваются и штрафы, взыскиваемые судом по протоколам муниципальных жилищных инспекторов или же их коллег из государственного жилищного контроля.
Выходит, в стремлении добиться справедливости граждане порой прыгают выше головы — сразу названивают в область, грозятся дойти до президента, а вот обратиться в свою УК, выяснить все из первых уст почему-то не считают нужным. И очень зря. «Жители многоквартирных домов должны помнить: у них один общий кошелек, и тратить деньги на стотысячные штрафы в ситуации, когда большинство многоквартирных домов в городе нуждается в постоянном ремонте, – непозволительная роскошь. Получается, жители обирают сами себя. Представьте, 250 тысяч рублей (это примерно половина средств, собираемых ежемесячно с обычного пятиэтажного дома) в один момент уйдет в бюджет субъекта Федерации. Деньги немалые – на них можно отремонтировать несколько подъездов, поменять оконные блоки или частично модернизировать внутренние инженерные системы. Конечно, управляющие организации стараются не доводить дело до столь серьезных штрафов, но порой такое случается, особенно в крупных компаниях», — отметила Светлана Пушкина.
Вывод один: прежде чем пожаловаться «самому высокому начальнику», постарайтесь выяснить отношения непосредственно со своей УК, и только если там на ваше обращение реакции не последует, писать по инстанциям.
Сезон холодных стен и ветхих балконов
Всему свое время. И заявлять о своих коммунальных проблемах граждане должны своевременно – от этого зависит, грозит в конечном итоге УК штраф или нет. Срок действия предписаний жилищных инспекторов может составлять до полугода, поэтому чем раньше граждане обратятся, тем больше вероятность, что все необходимые работы будут проведены с учетом в том числе и погодных факторов.
«В нашей практике были случаи, когда горожане поздней осенью обращались с претензиями на состояние балконных плит, — привела пример Светлана Михайловна. — Очевидно, что их ремонт необходимо проводить в теплую сухую погоду. При восстановлении таких элементов используется бетонный раствор, который в холодную погоду утрачивает прочность. Мы, конечно, выдаем предписание о необходимости выполнить ремонт, но учитываем сезонность работ, чтобы деньги не были выброшены на ветер».
Есть свои нюансы и с жалобами по отоплению многоквартирных домов. «Почему-то порой люди начинают обращаться в контролирующие органы с жалобами о том, что у них в квартире недостаточно тепло, только в конце января – начале февраля, когда на улице нет сильных морозов. Иногда проверить истинность их слов весьма проблематично – на улице плюс два, а значит, и в квартирах температура может быть в норме», — продолжила начальник отдела по защите прав потребителей.
Лебедь, рак и щука в одном подъезде
Любое предписание жилищной инспекции – муниципальной или государственной – обязательно для исполнения управляющими компаниями. Но бывают случаи, когда из-за несогласованности требований собственников жилья могут возникнуть спорные ситуации. Светлана Пушкина приводит показательный пример из недавней практики. Пожилая женщина долгое время сдает квартиру в многоэтажном доме. После очередного визита к съемщикам она обратила внимание на состояние подъезда, которое ей очень не понравилось. Она начала добиваться его ремонта, причем не замедлила обратиться и к муниципальному жилищному инспектору. Специалист вышел на место и лично удостоверился в обоснованности претензий горожанки – как и во многих домах, это место общего пользования действительно требовало косметического ремонта. «Буквально сразу же к нам обратился председатель совета многоквартирного дома, который был в полном недоумении, поскольку на общем собрании собственники решили, что из-за дефицита средств необходимо выполнить только самые неотложные работы. В частности, речь шла о ремонте розлива воды в подвале дома, запланированном на текущий год. Ремонт подъездов, замена оконных блоков в планах также значатся, только они будут проведены в 2017-м. Эти решения были занесены в протокол общего собрания. Конечно, в этом случае весомее выглядела позиция общего собрания, и заявительнице пришлось дать разъяснение о сроках проведения ремонта подъезда».
Примечательно, что ситуации, подобные вышеописанной, достаточно часто встречаются в практике специалистов отдела по защите прав потребителей. В таких случаях взаимоотношения собственников жилья напоминают крыловских лебедя, рака и щуку, а ведь задача жильцов — сообща решать проблемы дома. Для этого надо слушать и слышать друг друга и только потом искать правды по инстанциям.