новости 17 марта 2016 18:19

Рыбинские лифты: вопросы безопасности и ответственности

Недавно довелось ехать в лифте в малосемейке на ул. 9 Мая, и, надо сказать, эти несколько секунд были не самыми спокойными в жизни. Мерцающий свет, странные звуки, исписанные стены заставили понервничать, а в памяти невольно всплывали сообщения об аварии в элитном столичном доме, где оборвался лифт и погибла молодая женщина. А насколько безопасны подъемники в рыбинских многоэтажках, кто и как следит за их состоянием? У директора ООО «Рыбинсклифт» Сергея Маслова своя точка зрения на непростую ситуацию. Об этом – в нашем интервью.

Старый не значит опасный?

— Сергей Юрьевич, не секрет, что возраст большинства подъемников в город-ских многоэтажках исчисляется десятками лет, насколько активно идет замена этих механизмов?

— Начиная с 2009 года нам удалось поменять порядка сорока подъемников. Благодаря экономии средств в 2013-м мы смогли обновить семнадцать единиц оборудования в жилых домах. Но после этого наступило затишье. За последние годы ни в рамках региональной, ни федеральной программ капитального ремонта замены лифтов не производилось. Работы ограничились поддержанием подъемников в работоспособном состоянии.

— Есть ли на данный момент в рыбинских многоэтажках лифты, которые выведены из эксплуатации?

— Наша компания не является монополистом в сфере лифтового хозяйства, но, насколько мне известно, сейчас все подъемники находятся в рабочем состоянии. Длительных простоев на данный момент не случается. В свое время у нас было четыре проблемных дома на улицах Вихарева и Моторостроителей, где пришлось останавливать подъемники, но несколько лет назад здесь была произведена их полная замена.

— Как часто проводятся проверки лифтов?

— Их частота установлена техническим регламентом Таможенного союза, едиными требованиями, применяемыми к опасным узлам и механизмам. Существует три вида проводимых исследований. Первое – полное техническое освидетельствование лифта, отработавшего назначенный срок эксплуатации, то есть 25 лет. Второе – периодическое техническое освидетельствование, которое осуществляется раз в год. Третье, которое может проводиться как довольно часто, так и редко, – частичное освидетельствование. К примеру, если вышла из строя лебедка или другой технический узел лифта, мы вызываем эксперта для того, чтобы это определить. После замены необходимого элемента эксперт выдает соответствующий документ, ставит отметку в паспорте лифта.

— Почему собственники не пользуются программой капитального ремонта для модернизации лифтового хозяйства?

-Ремонт лифтового оборудования и шахт действительно является одним из шести видов работ в рамках реализации названной программы. Но если взять в пример программу капитального ремонта Ярославской области, то в текущем году будет заменен только один лифт – первый за два последних года! Это при том, что в регионе в жилом фонде порядка 6 тысяч пассажирских подъемников, в Рыбинске – около 800. 70% механизмов требуют ремонта или замены. В обычном девятиэтажном доме сумма средств, собираемых собственниками, не так уж велика в сравнении с затратами на замену лифтов. Четыре новых подъемника обойдутся в 8–10 миллионов рублей. Сумма огромная. Я уверен, их замена должна финансироваться в рамках отдельной программы.

— Но ведь альтернативой полной замене лифта может стать капитальный ремонт, тогда и денег потребуется меньше…

— Можно провести модернизацию, продлить срок службы лифта. Она предполагает составление проекта, капитальный ремонт подъемника объемом более 50% и дальнейшую выдачу декларации соответствия, на основании которой отсчет срока эксплуатации лифта фактически начинается с нуля. Объем модернизации устройства определяет эксперт, поэтому в разных подъездах одного дома затраты на модернизацию подъемников могут отличаться. В среднем они составляют от одного-полутора миллионов рублей.

— Все-таки миллион-полтора рублей на модернизацию лифта кажется не такой уж заоблачной суммой, особенно когда речь идет о безопасности людей…

— Граждане, которые отчисляют средства на капремонт на спецсчет, смогут воспользоваться ими в том случае, если сумеют накопить не менее 60% средств на данный вид работ. Форс-мажор, экстренная необходимость замены или модернизации подъемника здесь не являются определяющим фактором. А вот если речь идет об отчислении в «общий котел», то при таком раскладе есть возможность воспользоваться деньгами на такие неотложные нужды. Но тут встает вопрос расстановки приоритетов. Почему-то необходимость привести в порядок лифты принимают во внимание в последнюю очередь.

 Дело техники или человеческий фактор?

— После недавних трагических случаев с авариями лифтов в столицах по стране начались внеплановые проверки лифтового хозяйства с привлечением сил Ростехнадзора, прокуратуры. Какие выводы вы сделали для себя?

— Некоторые недоумевают, зачем проверять новые лифты? Недавний трагический случай в столице, когда в лифте погибла девушка, произошел в новом элитном жилом комплексе. Здесь установлены высокоскоростные импортные подъемники, и, вероятно, кому-то могло показаться, что с такой техникой не может случиться ничего серьезного. Как выяснилось, еще как может. И произошло это именно из-за снижения контроля, ответственности руководителей лифтовой компании и ее работников.

Что говорить, если сейчас все лифты выведены из разряда ОПО – опасный производственный объект. Да, требования к ним предъявляются довольно серьезные, но тем не менее последний аспект очень настораживает.

— То есть даже если не срабатывает техника, то все равно виноваты люди?

— Знаете, когда я слышу выражение «упал лифт», то даже не могу представить себе, как такое может быть. Для того чтобы кабина подъемника сорвалась вниз, должен одномоментно проявиться целый комплекс неисправностей и нарушений. На мой взгляд, такие упущения могут быть только во время монтажа или ремонта подъемника.

Техника работает на основе непреложных законов физики, и только человеческий фактор может сыграть негативную роль. Даже при базовом уровне обслуживания лифт упасть не может.

— Сергей Юрьевич, резюмируя нашу беседу, скажите, могут ли горожане быть уверенными в надежной работе подъемников?

— Для этого специалисты должны добросовестно исполнять свои обязанности, а собственники жилья, принимая решение, на какие цели потратить деньги, собранные на капремонт, отдавать себе отчет, что лифты – самое дорогое оборудование в доме. Многие неполадки в многоэтажках можно устранить при должном выполнении текущих работ, а вот чтобы модернизировать или заменить подъемник, необходимы значительные средства. Поэтому нужно трижды подумать, прежде чем принимать окончательное решение на общем собрании собственников.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме