26 марта рыбинские зрители размышляли над вечными вопросами – что есть любовь, как гордыня мешает нам любить, велика ли власть денег над людьми. Юрий Арабов привез снятый по его сценарию фильм «Клетка» — экранизацию повести Федора Достоевского «Кроткая».
Пришедшие в ОКЦ на заседание клуба «Современник» рыбинцы погрузились в мрачную атмосферу мира Федора Достоевского, со вкусом воспроизведенную опытнейшим сценаристом Юрием Арабовым, режиссером Эллой Архангельской и актерами Даниилом Спиваковским, Дмитрием Нагиевым, Ириной Рахмановой. Невозможно было без содрогания смотреть на разворачивающуюся трагедию: ростовщик с сухарем вместо сердца берет в жены, а фактически покупает, юную безропотную девушку и начинает глумиться над ней, стремясь избыть давние обиды на окружающий мир.
Сценарист подчеркнул картина для него стала особенной, очень личной: «Я редко берусь за экранизации, исключением стали «Фауст» и «Клетка». Фильм на полпути производства потерял режиссера и в результате снимался за смешные деньги, я выступил художественным руководителем, сам монтировал его и доводил до ума цветокоррекцию. Это седьмая экранизация «Кроткой», предыдущие версии мне абсолютно не близки. Картина много значит для меня – я смог в ней выразить свое отношение к важным вещам», — признался Юрий.
Разыгранная в интерьерах 19 века, семейная драма превращается в психологический триллер, когда в комнатах ростовщика появляется железная клетка – метафора скованности ожесточенного сердца мужчины, не способного ни ответить на робкое тепло юной жены, ни поверить в ее искреннюю к нему расположенность. Он мучает ее и мучается сам, не в силах дотянуться до такого нужного ему чувства – любви.
Зрители заметили еще одно отступление Арабова от классического сюжета – в картине за развитием больных отношений следит священнослужитель, не в силах чтолибо изменить. «У Достоевского третий – это невидимый судья и стенограф, можно сказать, внутреннее «я» главного героя. В картине этим третьим становится вполне реальный священник», — обратила внимание одна из зрительниц. «Фигура служителя церкви по смысловому наполнению – одна из ключевых, рассказал Юрий Арабов — Я согласился на экранизацию еще и потому, чтобы ввести в картину священника и рассказать важную вещь – можно не знать молитв, не ходить каждый день в храм, не ставить свечку. Любить ближнего – вот главный долг и главная радость человека».
Лишенная любви героиня не выдерживает жизни в клетке — и в настоящей железной, а затем и в золотой клетке достатка, и вылетает из окна, подобно птице, желающей обрести свободу. Священник, пройдя через чужой ад, понимает слова апостола Павла: «лишь кто любит, тот и соблюдает законы».
Арабов подчеркнул: картиной он призывает не бояться и открыть свое сердце чувствам. «Это очень трудно, но любовь – это выход из многих проблем».