Один уважаемый в педагогической среде человек как-то сказал: «Хороший учитель — не тот, кто знает ответы, а тот, кто ставит перед собой всё новые и новые вопросы». Рыбинская образовательная среда богата талантами: деятельных и активных преподавателей у нас немало, поэтому стать лучшим среди них считается особым профессиональным достижением. На днях звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» было присвоено преподавателю изобразительного искусства школы №12 Ольге Фомичевой. Соответствующий Указ бы подписан президентом Владимиром Путиным в начале апреля.
Ольга Фомичева в профессии 34 года: она ветеран труда, отличник народного просвещения. Дважды отмечена грамотами Министерства образования, победительница профессиональных конкурсов различных уровней. Регалий — не счесть. Но Ольга Анатольевна — человек интеллигентный и скромный. «Оценивать себя очень сложно, — говорит она. — Куда важнее мнение учеников и коллег». Учительницу в средней школе №12 ценят и любят: коллеги — за честность и профессионализм, ученики — за тактичность и новаторство. А не это ли главный комплимент для педагога?
— Ольга Анатольевна, известно, что вы меняли место работы лишь раз в жизни. Это редкость!
— Когда журналисты написали заметку о том, что мне присвоено звание почетного учителя, я ужаснулась. Я проработала 34 года! Честно, никогда не считала годы. Эта цифра и удивляет, и пугает одновременно. Мне было 17 лет, когда я окончила ЯГПИ, истфак. После этого я вернулась в Рыбинск и устроилась вожатой в школу №3. Помню, в начале карьеры было море слез: я была молода, мне недоставало преподавательского опыта. Но мне помог коллектив, в который я попала. Особую роль сыграла в моей жизни заместитель директора Людмила Ивановна Бухарина. Видимо, она чтото во мне разглядела тогда. Когда освободилось место учителя рисования, мне предложили занять его, и я с радостью согласилась. Рисовать я всегда любила и умела, к тому же у меня было соответствующее образование — рыбинская художественная школа (моим преподавателем был именитый художник Михаил Илларионович Попов). Вообще это учебное учреждение — сильнейшее среди подобных, там дают действительно фундаментальные знания. Вот так я и стала учителем изобразительного искусства. Повторюсь, было сложно, но я уже решила для себя, что буду просто учиться работать, а не бегать с места на место от профессиональных проблем. В 2002 году я перешла в СОШ №12. Это и вправду был тот единственный раз, когда я сменила место работы и преподавательский коллектив.
— Дети с тех пор сильно изменились?
— Дети точно такие же, как и три десятилетия назад. Так же ленятся, хитрят и хулиганят. Это же дети! Им также требуется самовыражение и авторитетные наставники. Сильно изменились мы, взрослые, а дети — нет. Я стремлюсь идти в ногу со временем. Посмотрите, как изменились школы! Чтобы соответствовать этому уровню, приходится постоянно учиться. Когда-то я даже мечтать не могла, что у меня появится такое чудо, как интерактивная доска, или о том, что интернет станет неотъемлемой частью нашей жизни. Сейчас я просто не понимаю, как мы раньше жили без всего этого. Гаджеты, которые теперь широко используются в школах, не просто помогают в образовательном процессе — они развивают художественное мышление детей.
— Всем детям нужно уметь рисовать?
— Нет, не всем. Но это помогает выразить мысли и чувства. Рисование — некая психологическая разгрузка, помогающая неокрепшим умам справиться с теми эмоциями, которые вызывает окружающий мир. А он бывает очень разным… Помню, у меня был ученик, который рисовал исключительно черно-сине-фиолетовыми красками. Я понимала: его рисунки навряд ли попадут на какую-либо выставку, но это ему помогало снять стресс. Я всегда говорю: не нужно всем становиться репиными и левитанами. Нужно просто работать на том уровне, который по силам, но с душой. Рисование не только психологически стабилизирует ребенка, но и учит видеть красоту этого мира.
— У вас есть рецепт от профессионального выгорания?
— Мой день по-прежнему начинается в 6 утра, а заканчивается поздно вечером: сейчас я веду с 4 по 11 классы, преподаю сразу четыре предмета. Мое счастье заключается в том, что такие разные по своей сути предметы позволяют и мне быть разной: на черчении — я одна, на истории — уже другая, вдобавок я веду кружки. Все это помогает мне как педагогу сохранить свежесть взгляда и мыслей. Помимо этого, я возглавляю методическое объединение педагогов изобразительного искусства. Ритм сбавлять нельзя, слишком многое пройдено.
— Как в школе восприняли новость о присвоении вам звания заслуженного учителя?
— Коллеги и родственники за меня очень рады. Это они помогли мне добиться успеха, и я им очень благодарна. С их помощью я преодолевала барьер за барьером, и думаю, что таковых в моей жизни будет еще немало.