Ура! Запрет рисовать в книге больше не работает! Рыбинский поэт Михаил Тукнов выпустил сборник стихов «Малышам о малышах», на его страницах можно рисовать сколько угодно! Основную часть книги уже проиллюстрировали ученики ДШИ №5, а некоторые страницы еще ожидают своего маленького художника.
Ученики детской школы искусств №5, что на Моховой, ни дня не проводят без мольберта и красок. Трудятся над натюрмортами в классе, гуляют по Рыбинску в поисках живописных уголков. А однажды им не пришлось никуда идти, к ним в гости пожаловал поэт. Михаил Тукнов почитал детям свои новые стихи и пригласил… в соавторы.
Художников по праву можно считать соавторами поэтов и писателей — на основе текста иллюстраторы создают параллельную вселенную, куда прыгаешь как в омут с головой, подолгу разглядываешь детали, впитываешь буйство красок. Сложно представить детскую книгу без картинок.
Они оживляют текст, вдыхают в него новые смыслы, зажигают воображение читателя. Чижиков, Конашевич, Ника Гольц – от одних фамилий перед глазами вспыхивают образы, увиденные в детстве. Именно в роли иллюстраторов Тукнов попросил выступить учеников первого класса ДШИ №5.
— Михаил объяснил: ему важен эмоциональный отклик детей на его поэзию, их первая непосредственная реакция, — рассказывает преподаватель школы искусств Анастасия Мельниченко. Для ее учеников встреча с настоящим поэтом — уже невиданная ранее радость. А тут еще их пригласили в соавторы! Несмотря на то, что ни у детей, ни у Анастасии опыта иллюстрирования не было, они согласились.
Легкие и звонкие четверостишия сборника «Малышам о малышах», схожие с любимыми стихами Барто и Маршака, так и зовут взять карандаш и скорее нарисовать тоненького ягненка или упрямого барашка. И первыми включили фантазию юные художники.
— Для того чтобы дети впитали смысл и смогли передать его в рисунках, Михаил читал стихи выделял голосом те моменты, на которые стоит обратить внимание, — вспоминает преподаватель.
Слушая чтение поэта, дети вдохновлялись и сразу нарисовали небольшие эскизы. Поэт предварительными набросками остался доволен. Ребятам предстояло довести их до ума – раскрасить, оформить, подумать о том, как встроить в композицию рисунка стихи. По признанию детей, работалось легко, стихи Михаила – с юмором, благодатные для изображения – пришлись им по душе.
— Я выбрал стихотворение о маме-свинье и поросятах, — рассказывает ученик школы искусств Николай Обертышев. – В нем много персонажей, все они в движении, у каждого своя эмоция. Стихи дают много пространства для фантазии, сначала я даже хотел нарисовать, как они все едут в вагончиках за паровозом. Мне понравилось выдумывать рисунки к стихам.
Преподаватель вспоминает: вдохновленные стихами ученики рисовали полноценную иллюстрацию за час-полтора, и трудились они без помощи педагога.
— Я лишь немного направляла их работу, ведь каждый человек обладает своим стилем и почерком, — объясняет Анастасия. — А Михаил просил оформить книгу в духе старых добрых изданий, где яркие крупные изображения создаются при помощи больших пятен локального цвета почти без объема. Я как руководитель проекта приводила все работы к единому знаменателю, например, предложила ребятам работать гуашью, чтобы передать радостное, яркое настроение озорных стихов.
Одна из учениц, Ксения Бутусова, уже после работы над книгой «Малышам о малышах» стала призером на конкурсе иллюстраторов «Русские народные мотивы» в Ростове. Ее волшебный рисунок к сказке о молодильном яблоке покорил жюри.
Девочка призналась, что после опыта иллюстрирования книги ей было намного проще выразить свои мысли по поводу сказки. Сегодня, когда работа завершена и книгу уже можно купить в «Роспечати» и в Рыбинском музее-заповеднике, ученики и педагог ДХШ не жалеют, что отступили от программы и потратили время на иллюстрирование.
Опыт работы над книгой оказался для ребят бесценным.