21 июля директор издательства «Медиарост» Виталий Горошников рассказал участникам Школы общественного действия, как маленькую идею превратить в успешный проект регионального — и даже больше — масштаба.
Поначалу волонтеры отнеслись к книгоиздателю несколько скептически: накануне им рассказали об арт-проекте «Никола-Ленивец», подмосковном посёлке вольных художников, ставшем полигоном для архитектурных экспериментов, где проводится фестиваль «Архстояние». Однако, пообщавшись с Виталием Горошниковым, долго не отпускали его, задавая новые и новые вопросы.
Отвечая на них, руководитель «Медиароста» поделился секретами успешного бизнеса, в частности, рассказал, как небольшую идею превратить в глобальный проект, такой, каким стала «Библиотека ярославской семьи». В настоящее время вышло уже 23 тома этой краеведческой серии, в планах – довести ее до 40 книг. А начиналось все с желания выпустить краеведческую книжку тиражом не больше 500 экземпляров.
Как добиться успеха и довести тираж до 10 тысяч экземпляров? Виталий Горошников давал молодым людям советы, которым можно следовать в любой сфере деятельности. Во-первых, по его словам, нужно четко знать, на какую аудиторию работаете.
— Мы четко понимали, что наша аудитория не туристы, не краеведы, а обычные семьи, то есть люди, не имеющие специальной подготовки, поэтому профессиональный язык историков и искусствоведов переводили на язык широкой аудитории, — рассказал он.
Второй момент, обеспечивающий успех дела, — максимальное привлечение интеллектуальной элиты региона. Например, над текстами «Библиотеки ярославской семьи» трудились более 40 человек – среди них доктора и кандидаты наук, преподаватели вузов, сотрудники музеев, известные краеведы.
— Как к вам относятся СМИ? Поддерживают ли они ваши проекты? – интересовались волонтеры.
— Для продвижения проекта очень важно организовать взаимодействие со СМИ и заниматься информационной подготовкой изданий. За два года мы подготовили более 300 публикаций о книжной серии, в течение года в среднем проводили до 40 презентаций в разных городах и селах, — сообщил директор «Медиароста».
— Как вам удалось найти точки соприкосновения с властью?
— Два года «Библиотеку ярославской семьи» мы выпускали за счет издательства, а после того как первый пятитомник был признан лучшим краеведческим изданием России, правительство области приобрело часть тиража для библиотек и школ региона. Усилия авторского коллектива были высоко оценены на самых разных уровнях, коллектив получил порядка полутора сотен дипломов. В прошлом году на фестивале «Красная площадь» многотомник удостоил своим вниманием президент России Владимир Путин. Плохому продукту никакая поддержка со стороны власти не поможет. То, что вы делаете, должно быть очень круто, — подчеркнул Виталий Горошников.
Более того, по мнению рыбинского издателя, каждый проект должен иметь потенциал для развития:
— «Библиотека ярославской семьи» – уникальное издание, которое может быть реализовано в любом регионе страны. «Медиарост» уже выпустил пять томов «Библиотеки белгородской семьи», готовится к изданию еще 12 книг.
Материалы, собранные при подготовке краеведческой серии, могут стать основой для электронных книг, научно-популярных фильмов, компьютерных игр или анимационных проектов. Не менее интересными могли бы стать экспозиции под открытым небом, например арт-проекты по эстетической организации спальных микрорайонов.
Участники конференции интересовались, чем «Библиотека рыбинской семьи» отличается от ярославской.
— Работая над проектом «Библиотека ярославской семьи», в какой-то момент мы поняли, что рассказывать человеку о его родном городе нужно как можно раньше. Поэтому очередная наша серия рассчитана на детей разных возрастов: начиная от книжки-раскраски и настольной игры для самых маленьких, заканчивая серией краеведческих очерков и путеводителем по Рыбинску для ребят 13-14 лет.
Время, отведенное организаторами на встречу с книгоиздателем, закончилось, но ребята задавали и задавали вопросы. Многие из них воспользовались случаем и приобрели альбомы «Медиароста» на выставке-продаже. Вернувшись домой, они познакомят с книгами о Рыбинске и Ярославской земле своих родных и друзей.