Наверное, трудно представить свой повседневный быт без зеркала. Счетчик тепла – такое же зеркало, только для оценки теплопотребления всего многоквартирного дома. А счетчик горячей воды – второе зеркало для вас и тех, кто живет с вами с одной квартире.
О том, как правильно экономить на потреблении тепла, нашей газете рассказал генеральный директор МУП «Теплоэнерго» Леонид Иванов.
Если дом утеплен, окна на лестничных клетках не повреждены, в подвале и на чердаке трубопроводы изолированы, показания прибора будут меньше, чем в аналогичных домах. А экономия прямо отразится в счетах его жителей. Ведь при наличии общедомового прибора только его показания, а не норматив, служат основанием для начислений.
Каждый из нас сталкивается с квартирными счетчиками
Если в вашей квартире установлен счетчик ГВС, то ваши усилия и старания близких по ее экономии сразу отразятся в квитанциях, если, конечно, индивидуальный прибор учета (ИПУ) введен в эксплуатацию и вы вовремя передаете его показания в управляющую компанию.
Если же вы все-таки не передали показания счетчика в УК или свой расчетный центр, то вам сначала будут начислять по среднему объему потребления, ранее зафиксированному счетчиком в течение 3 месяцев, а потом станут использовать норматив, рассчитываемый исходя из численности проживающих в квартире. В Рыбинске в практике некоторых управляющих компаний уже известны случаи, когда количество фактических пользователей ГВС было значительно больше, чем сообщалось в «Теплоэнерго». В связи с этим нами проводятся регулярные сверки количества проживающих с данными паспортного учета.
Индивидуальные счетчики на отопление не являются в настоящее время распространенными, так как все нормативы на эту коммунальную услугу рассчитываются исходя из площади квартиры.
Почему важно устанавливать общедомовые счётчики?
В конце июня о проблеме энергоэффективности в ЖКХ заговорили на уровне Правительства РФ. Казалось бы, тема не новая, обсуждается и реализуется уже несколько лет. Министр строительства и ЖКХ Михаил Мень на правительственном совещании напомнил, что «задача достоверности учёта ресурсов была поставлена ещё в 2009 году с принятием федерального закона об энергосбережении, согласно которому до
1 января 2015 года все собственники жилья должны были установить приборы учёта». Понятно, что только общедомовой прибор учета (ОДПУ) может обеспечить контроль объёмов фактически потреблённой тепловой энергии; качества поставляемых энергоресурсов; исключить разногласия по объемам поставляемого энергоресурса и в конечном итоге оптимизировать затраты по оплате коммунальных услуг. Некоторые жители, когда им все это рассказываешь, соглашаются и одновременно удивляются: зачем «Теплоэнерго» счетчики, ведь для ресурсоснабжающей организации так просто было бы начислять всем по нормативу? Но в этом случае мы как теплоснабжающая организация города остаемся без информации о реальных объемах потребления тепла, а о его качестве можем судить только по статистике жалоб.
И все-таки Рыбинск пока остается «малооприборенным» городом – в очереди на обязательное оснащение более 500 МКД, а количество домов с уже установленными приборами в два раза меньше этой цифры. При этом каждый второй установленный общедомовой прибор фактически не эксплуатируется. В результате этой ситуации летом за отопление продолжают платить собственники и наниматели квартир более чем в 90% многоквартирных домов города, хотя, будь у них приборы установлены, эта обязанность была бы только в отопительный период.
Как понять, стоит счётчик в доме или еще нет?
Эта информация размещена на сайте МУП «Теплоэнерго» www.teplo76.ru в разделе «Потребителям/Общедомовые приборы учета». Здесь можно найти дома, где приборы установлены, вместе с данными об их марке, о дате их ввода в эксплуатацию. Кроме этого, мы разместили информацию, какие дома подлежат обязательному оснащению ОДПУ в соответствии с законодательством. Если горожане не нашли свой дом ни в одном из списков, возможно, что дом потребляет меньше установленной законом нормы 0,2 гигакалории в час, или в нем по тем или иным причинам отсутствует техническая возможность для установки прибора. Но если минимальное потребление – ситуация понятная и постоянная, то вторая зачастую вполне исправимая. Хотя и при потреблении ниже минимального по закону уровня некоторые дома в Рыбинске приборами были оснащены. Так, в частности, произошло в 2009-2010 годах с шестью МКД, в которых были произведены работы за счет федерального Фонда реформирования ЖКХ. Техническая возможность для установки счетчика может отсутствовать, например, если подвал затоплен фекальной канализацией и для установки счетчика в буквальном смысле нет сухого места. В этой ситуации собственникам придется сначала заставить управляющую компанию осушить такой подвал. Я бы рекомендовал гражданам, найдя свой дом в списке подлежащих обязательной установке ОДПУ, подготовить заявку в адрес МУП «Теплоэнерго» на установку счетчика. После этого его обследует комиссия «Теплоэнерго» и сможет уточнить наличие технической возможности установки или отсутствие таковой. В последние месяцы собственники домов очень активны в направлении заявок, но бывает, что на пути их инициативы встают некоторые управляющие компании.
Как отдельные УК манипулируют со счётчиками?
Жители нескольких десятков домов Рыбинска уже обнаружили свой дом в списке «оприборенных», и это стало для них сюрпризом, поскольку деньги за коммунальную услугу отопления они по воле своей управляющей компании продолжают платить круглый год. В этом случае важно знать, что однажды установленный счетчик сразу становится частью общедомового имущества, и его нельзя кому-то, не спросив собственников, снять, демонтировать, разобрать, поменять и т.д. Кроме этого, стоит перечитать договор управления вашим многоквартирным домом – там наверняка будут правильные слова об обязанности управляющей организации планировать и выполнять мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества помещений в МКД. Правительством Ярославской области утвержден обязательный перечень таких мероприятий, в числе которых установка общедомовых приборов учета потребляемой тепловой энергии и горячей воды, а также периодическая поверка и регулировка. Так что первым делом обратитесь в управляющую компанию с вопросами: на месте ли прибор, а если не на месте – по каким причинам он отсутствует? Почему показания прибора не используются в получаемых вами квитанциях за отопление и ГВС? Когда вам будет сделан перерасчет по показаниям прибора, поскольку вы платили при наличии прибора по нормативу? А если вам ответят, что прибор снят для поверки, стоит помнить, что ее нормальный срок составляет 15 дней. Нам приходилось сталкиваться с историями, когда прибор «исчезал» из дома на несколько месяцев. Ситуации с неожиданными «авариями», за которыми следует долгий «ремонт» прибора, а жители послушно продолжают платить за коммунальные платежи по нормативу, тоже, к сожалению, в практике УК нередки. Если полученный от УК ответ вас не устроил, смело обращайтесь в жилищную инспекцию (в городе действует муниципальная инспекция) и в прокуратуру.
Как можно избежать повторной оплаты за счётчик, если он уже установлен?
В последние месяцы в «Теплоэнерго» поступает информация от горожан о многочисленных попытках убедить рыбинцев проголосовать на собраниях собственников МКД за следующую схему: жители должны оплатить установку счетчика за счет денег, которые по-прежнему в квитанциях управляющая компания будет выставлять, исходя из норматива коммунальной услуги, пока установленный счетчик себя не окупит. Но эта схема не предусмотрена Правилами оказания коммунальных услуг населению, которые утверждены Правительством России. Там прямо записано, что если прибор установлен и введен в эксплуатацию, жителям нужно выставлять в квитанции за отопление и горячую воду только на основании показаний прибора, а не по нормативу. Кроме того, прежде чем собирать с граждан деньги за установленный и введенный в эксплуатацию прибор, необходимо довести до них информацию о его стоимости, подтверждаемую проектно-сметной документацией. При этом деньги собираются по отдельной от коммунальных услуг квитанции. В Ярославской области деньги с жителей могут и не собираться – в том случае, когда собственники на собрании дома приняли решение направить на оплату установленного и введенного в эксплуатацию прибора средства на капитальный ремонт, собранные на спецсчете МКД.
В ряде ситуаций эту схему управляющие компании пытаются выдать за «энергосервисный контракт». При этом жителям забывают сказать, что ключевой составляющей любого энергосервисного контракта является фиксация суммы экономии энергоресурсов, которую исполнитель контракта должен достигнуть. Сам по себе счетчик лишь помогает такую экономию сосчитать. Но без других мероприятий получить ее просто невозможно. К тому же любые энергосервисные мероприятия в многоквартирном доме требуют письменного согласия собственников каждого помещения, где их необходимо провести.
Сколько стоит счётчик и его установка?
Стоимость ОДПУ по каждому дому индивидуальна и зависит от системы теплоснабжения (наличие/отсутствие ГВС, количество вводов в дом, диаметры трубопроводов на вводе в дом, необходимость перекладки трасс). При необходимости установки двух приборов учета на один многоквартирный дом стоимость увеличится.
Вместе с тем примерная стоимость ОДПУ по целому ряду домов уже примерно известна и уточняется в ходе проектирования, которому предшествует обследование. Его МУП «Теплоэнерго» проводит по получении заявки. В ходе обследования уточняется техническая возможность установки ОДПУ, возможное место его размещения и другие параметры, влияющие на стоимость работ.
Конечно, цена ОДПУ на отопление и горячую воду немаленькая, но в Рыбинске уже есть примеры домов, где жители смогли за счет экономии на платежах за отопление за год окупить понесенные на установку прибора затраты. Например, в доме №2 по ул. Кораблестроителей эта экономия за год превысила миллион рублей.
МУП «Теплоэнерго» планирует большинство работ по оснащению домов ОДПУ выполнять самостоятельно, хотя ряд управляющих организаций также готовы предложить собственникам МКД поручить им и привлекаемым ими подрядчикам эту работу. В этом случае «Теплоэнерго» обязательно выдает технические условия, согласовывает проект и участвует в приемке приборов учета. Эти обязанности МУП «Теплоэнерго» не вправе делегировать никаким третьим лицам. Если все эти действия делаются кем-то без участия ресурсоснабжающей организации, то показания прибора попросту не могут быть основанием для выставления платежей за коммунальные услуги.